Основы международно-правовой защиты жертв войны. Правовая защита раненых

Основы международно-правовой защиты жертв войны. Правовая защита раненых

1. Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях - обязывает ее участников подбирать на поле боя и оказывать помощь раненым и больным неприятеля, причем какая-либо дискриминация в отношении раненых и больных по причинам пола, расы, национальности, политических убеждений или религии запрещается. Все раненые и больные, оказавшиеся во власти неприятеля, должны быть зарегистрированы, а данные о них сообщены тому государству, на стороне которого они сражались. Медицинские учреждения, санитарный персонал и транспорт для перевозки раненых, больных и санитарного имущества пользуются защитой, и нападение на них запрещается.

2. Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море - устанавливает правила обращения с ранеными и больными во время морской войны, аналогичные правилам, предусмотренным Конвенцией об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях.

3. Конвенция об обращении с военнопленными - устанавливает правила, которым должны следовать воюющие стороны при обращении с военнопленными.

4. Конвенция о защите гражданского населения во время войны - предусматривает гуманное обращение с населением, находящимся на оккупированной территории, и защищает его права.

8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям под эгидой Международного комитета Красного Креста были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I , касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II , касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера.

В 2005 г. к Женевским Конвенциям был принят Дополнительный протокол III о введении дополнительной отличительной эмблемы в виде Красного креста и Красного полумесяца.

Женевские конвенции являются развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 гг. и конвенциях, подписанных в Женеве в 1864, 1906 и 1929 гг.

Женевские конвенции закрепили основной принцип современного международного права: войны ведутся против вооруженных сил противника; военные действия против гражданского населения, больных, раненых, военнопленных и т. д. запрещаются.

Женевские конвенции применяются в случае объявленной войны или любого вооруженного конфликта, даже если одна из воюющих сторон не признает состояния войны, и в случае оккупации территории, даже если эта оккупация не встретит вооруженного сопротивления.

Участники Женевских конвенций обязаны соблюдать их положения, если противная сторона, не участвующая в Женевских конвекциях, в своих действиях будет также их соблюдать. Положения Женевских конвенций обязательны и для нейтральных стран.

Женевские конвенции предусматривают обязанность стран-участниц разыскивать и наказывать лиц, совершивших или приказавших совершить какие-либо действия, нарушающие положения этих конвенций. Такие лица предаются суду страны, на территории которой они совершили преступления, или суду любой страны - участницы Женевских конвекций, если она имеет доказательства их виновности.

Серьезным нарушением Женевских конвекций считается преднамеренное убийство раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, пытки и бесчеловечное обращение с ними, включая биологические эксперименты, нанесение ущерба здоровью, принуждение военнопленных служить в армии неприятеля, взятие заложников, серьезное разрушение имущества, не вызываемое военной необходимостью, и т. д. Лица, виновные в нарушениях Женевских конвекций, рассматриваются как военные преступники и должны привлекаться к уголовной ответственности.

Женевские конвенции предусматривают порядок расследования заявлений об их нарушении и возлагают на участников обязательство принять законы, предусматривающие эффективное уголовное наказание виновных.

К Женевским конвенциям присоединились более 190 государств , то есть почти все страны мира.

СССР/Россия является участником Женевских конвенций с 1954 г. и Дополнительных протоколов с 1990 г.

Основной задачей современного гуманитарного права является защита жертв войны, к которым относят всех лиц, не принимающих участия в вооруженном конфликте или перестали принимать такое участие вследствие ранения, болезни или других причин. К таким лицам относят раненых и больных воинов, жертв кораблекрушений и гражданское население. Однако к 1949 г. международное гуманитарное право не предусматривало практически никакой защиты, который бы касался защиты гражданских лиц. Гаазьке положения 1907 г. содержит лишь несколько основных норм в отношении гражданского населения. В нем указано, что оккупационные силы должны уважать "право и честь семьи, жизни людей, частную собственность".

Применение этих норм с того времени стало традиционным, они и сегодня сохраняют силу. Что же до других категорий лиц, то такой защите был недостаточным.

Ситуация существенно изменилась с принятием Женевских конвенций 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших крушение на корабле, из состава вооруженных сил на море и лиц, попавших в плен. Кроме того, было принято конвенцию, посвященную защите гражданского населения во время вооруженного конфликта.

Эти документы предусматривали, что в отношении всех категорий жертв войны запрещаются умышленные убийства или Ранения, жестокое или бесчеловечное обращение, пытки, биологические или медицинские эксперименты, умышленное причинение телесных повреждений, принуждение к труду на военных объектах в ущерб своему государству, вербовка детей, запрет выполнения любых наказаний без судебного приговора, который выносится беспристрастным и надлежащим судом, запрещаются коллективные наказания и тому подобное.

Международно-правовая защита раненых и больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, получил дальнейшее развитие в i, II и Ш Женевских конвенциях 1949 г., а также в Дополнительных протоколах к ним 1977 г.

Сроки "раненые" и "больные" употребляют для обозначения лиц как военнослужащих, так и гражданских, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе и воздерживаются от любых враждебных действий. Лицами, "потерпели кораблекрушение", надо считать как военнослужащих, так и гражданских, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, что случилось с ними, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

Таким образом, защита теперь распространяется и на лицо, и на учреждение, и связывается с их военным или гражданским статусом.

Статья 10 Дополнительного протокола И констатирует:

1. Все раненые и лица, потерпевших кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой.

2. При любых обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которого требует их состояние. Между ними не делается никакой разницы из каких других соображений, кроме медицинских". Почти такие же по содержанию и форме положения закреплены в ст. 7 Дополнительного протокола II.

Приведенные выше положения касаются таких существенных обязательств государств-участников: относиться с уважением, что означает обращаться с беззащитными людьми так, как этого требует их состояние, и всегда гуманно; защищать этих лиц от несправедливости и опасности за последствия военных действий, а также от возможных посягательств на их неприкосновенность; оказывать медицинскую помощь и уход этим лицам, нужно не оставлять их на произвол судьбы на том основании, что они принадлежат к стороне противника (общий запрет на дискриминацию). При этом нет никакой необходимости в том, чтобы обращаться с ними лучше, чем это возможно: за ранеными и больными стороны противника не нужно ухаживать больше, лучше, чем за собственными комбатантами в такой же ситуации.

в Отношении Женевской конвенции 1949 г. о защите гражданского населения во время вооруженного конфликта, то ее положения применялись до всего гражданского населения государств, участвующих в конфликте, то есть не только до иностранных граждан, находящихся на территории одного из воюющих государств, но и к гражданам этих государств, а также гражданского населения оккупированных территорий. Эти положения предусматривают решение конкретных вопросов, таких, как: создание безопасных зон, защиту раненых и больных, а также больниц и медицинского персонала, доставка медикаментов, специальные меры по защите детей и налаживания связей между членами разлученных семей.

IV Женевская конвенция предусматривает создание санитарных и безопасных зон (ст. 14) для того, чтобы оградить от нападений с земли или с воздуха раненых и больных, престарелых, детей, беременных женщин и матерей малолетних детей, а также создание нейтральных зон в районах, где происходят бои (ст. 15), для защиты раненых и больных комбатантов или некомбатантов, и гражданских лиц, не принимающих участия в военных действиях.

в то же Время создание таких зон имеет факультативный характер и должно быть предметом переговоров между сторонами в конфликте, которые могут применять с этой целью положения проекта типового положения, прилагаемого к Конвенции.

В IV Женевской конвенции впервые была предпринята попытка дать определение понятиям "мирное население", "гражданское лицо". Согласно ст. 4, под защиту этой Конвенции попадают лица, которые во время конфликта или оккупации находятся под властью конфликтующей или оккупационной стороны, гражданами которой они не являются.

Однако нормы ст. 4 Конвенции не распространялись на:

Граждан, государства которых не были связаны с положениями настоящей Конвенции;

Граждан нейтральных государств, оказавшихся на территории одного из воюющих государств;

Граждан любой співвоюючої государства до тех пор, пока их государство имеет нормальное дипломатическое представительство в государстве, под властью которой они находятся;

Лиц, защищенных тремя другими Женевскими конвенциями, а именно: раненых, больных, подвергшихся корабельной катастрофы на море, а также военнопленных.

Таким образом, IV Женевская конвенция 1949 г. применялась лишь до тех гражданских лиц, что в какой-то момент и каким-то образом оказались во время конфликта или оккупации во власти противника. Но это ограничение было снято в 1977 г. с принятием Дополнительного протокола.

ст. 50 Дополнительного протокола И гражданское лицо определяется как любое лицо, не принадлежащее к вооруженным силам. В случае сомнения относительно того, есть ли лицо гражданским, оно считается гражданским лицом. К категории гражданского населения относятся все лица, которые являются гражданскими. Соответственно, сегодня нормы общей защиты касаются всех лиц, затронутых вооруженным конфликтом, независимо от того, относятся ли они к лиц, находящихся под покровительством, или нет. Эти нормы в равной степени распространяются как на граждан государств, участвующих в конфликте, так и граждан других государств, граждан нейтральных государств на территории конфликтующей стороны, а также граждан государств, не подписавших Женевскую конвенцию и Дополнительный протокол И, которые оказались на этой территории.

Согласно п. Ст. 50 Дополнительного протокола i, "присутствие среди гражданского населения лиц, которые не подлежат определению гражданских лиц, не лишает население его гражданского характера". Положения статьи имеет принципиальное значение, учитывая то, чтобы не допускать сплошного смешивания крупных воинских подразделений с гражданским населением, поскольку это в случае военной необходимости может привести к трагическим последствиям. Кроме этого, такое положение является грубым нарушением норм международного гуманитарного права и приводит к потере защиты гражданского населения в соответствии с нормами IV Женевской конвенции.

Статья 51 Дополнительного протокола и констатирует, что "гражданское население и отдельные гражданские лица пользуются общим защитой от опасностей, возникающих в связи с военными операциями". Они не должны быть объектом нападений. В отношении них запрещены акты насилия или угрозы насилия, имеющие основной целью терроризировать гражданское население.

Гражданские лица подлежат защите, за исключением некоторых случаев и на период, пока они принимают непосредственное участие в военных действиях, под которыми нужно понимать силовые действия, примененные к противника с целью сломить его сопротивление.

В этом случае критериями непосредственного участия в военных действиях являются:

Прямая причинно-следственная связь между актами участию и результатам; применение силы со стороны гражданских лиц;

Враждебные действия без применения оружия (транспортировка оружия, доставка по месту назначения);

Вербовка лиц для участия в военных действиях.

С позиции международного гуманитарного права нет особых трудностей при квалификации действий, когда гражданское население находится в составе вооруженных сил (при сопровождении). Несколько более сложной является ситуация, при которой гражданские лица не направляются вместе с комбатантами. Таким образом, непосредственное участие в военных действиях - это ситуация, при которой гражданское лицо не обладает иммунитетом от нападения. Если гражданское лицо перестает принимать непосредственное участие в военных действиях, она остается под защитой международного гуманитарного права. Этот вопрос является проблемой временных границ, и соответствующее лицо само несет риск защиты.

Государство может задерживать и привлекать к ответственности за непосредственное участие гражданского населения в военных действиях. В международном гуманитарном праве это вопрос не криминализированно. Однако гражданские лица могут совершать военные преступления во время военных дом и отвечать за них. Кроме этого, ответственность может наступить только в том случае, если национальное законодательство предусматривает такую ответственность за участие в военных действиях.

Дополнительный анализ конкретных норм гуманитарного права свидетельствует, что статус гражданского населения во время войны определяется двумя основными положениями, которые обязывают воюющие стороны, с одной стороны, обеспечить гражданскому населению и гражданским лицам физическая защита во время военных действий, а с другой - уважение основных прав и свобод человека в условиях вооруженного конфликта.

Согласно п. 4 ст. 51 Дополнительного протокола i запрещено в отношении гражданского населения, нападения неизбирательного характера, а также нападения в порядке репрессалий (п. 6).

Присутствие или передвижение гражданского населения или гражданских лиц не должны использоваться для защиты пунктов или районов от военных действий, в частности в попытках защитить военные объекты от нападения или прикрыть военные действия, содействовать или препятствовать им. А поэтому сторонам конфликта запрещено направлять передвижения гражданского населения или гражданских лиц с целью попытаться защитить ноги ни объекты от нападения или прикрыть военные операции.

При проведении определенных военных операций каждая из воюющих сторон должна постоянно проявлять заботу о том, чтобы оберегать гражданское население, гражданских лиц и гражданские объекты от нападения. Чтобы избежать лишних и неоправданных жертв, они обязаны принимать таких мер предосторожности:

Делать все практически возможное, чтобы удостовериться в том, что объекты нападения не являются ни гражданскими лицами, ни гражданскими объектами и не подлежат особой защите;

Принимать все практически возможные меры предосторожности, выбирая средства и методы нападения, чтобы избежать случайных потерь жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и, в некотором случае, свести их к минимуму;

Отменять нападение или останавливать, если становится очевидно, что оно может повлечь случайные потери жизни среди гражданского населения, ранения гражданских лиц и нанести случайного ущерба гражданским объектам или то и другое вместе, что было бы чрезмерным относительно конкретного и прямого военного преимущества, которое предполагается получить;

Делать эффективное заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могут затронуть гражданское население, за исключением тех случаев, когда обстоятельства этого не позволяют.

Нормы международного гуманитарного права, закрепленные в Женевских конвенциях и Дополнительных протоколах к ним, а также в других договорах, предусматривающих предоставление международно-правовой защиты как всему гражданскому населению сторон, участвующих в вооруженном конфликте, так и отдельно гражданским лицам независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений. Однако нормы международного гуманитарного права предусматривают также предоставление специального режима международно-правовой защиты некоторых категорий гражданских лиц, таких, как: раненые, больные, инвалиды, беременные женщины, дети до 15-летнего возраста, гражданский медицинский персонал, персонал организаций гражданской обороны.

Предоставление специального режима защиты, как отмечает. Фуркало, "связано или с повышенной уязвимостью этих лиц" в условиях вооруженного конфликта (раненые, больные, дети), или с их особой ролью в оказании помощи гражданскому населению и обеспечении его выживания во время боевых действий (персонал медицинских формирований и организаций гражданской обороны).

В дополнение к общему защиты, которым пользуются все гражданские лица, "женщины пользуются особым уважением и им обеспечивается защита, в частности, от изнасилования, принуждения к проституции и любых других форм непристойных посягательств". Это положение было введено для того, чтобы осудить практику, которая наблюдалась, например, во время Второй мировой войны, когда много женщин разного возраста и даже детей были изнасилованы в неприличных формах. В районах дислокации войск или в местах, через которые они проходили, тысячи женщин против своей воли оказались в публичных домах.

Во время международного вооруженного конфликта беременные женщины и матери малолетних детей наделены дополнительной защитой. В соответствии с Дополнительным протоколом И, "дела беременных женщин и матерей, от которых такие дети зависят, которые подвергаются аресту, задержанию или интернированию по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, рассматриваются в первоочередном порядке" (ст. 76, п. 2). Положения настоящей статьи направлены на обеспечение скорейшего освобождения беременных женщин.

В IV Женевской конвенции предусмотрено, что "беременные женщины и матери малолетних детей должны получать дополнительное питание в соответствии с их физиологическими потребностями" (ст. 89). Эта статья была введена для того, чтобы избежать любых болезней, обусловленных недостаточным питанием, поскольку это может отразиться на здоровье будущих поколений. Поскольку интернирование не является наказанием, а мерой безопасности со стороны государства, которая держит в половые, нельзя допускать, чтобы интернированным наносили серьезный вред.

Соответственно, "матерей малолетних детей должны принимать в любом учреждении, способном обеспечить их надлежащее лечение и медицинскую помощь, равноценную той, что получает население" (ст. 91).

Авторам Дополнительных протоколов, к сожалению, не удалось зафиксировать абсолютный запрет вынесения смертной казни беременным женщинам и матерям, имеющих малолетних детей, в случае международного вооруженного конфликта. Такой запрет противоречил бы некоторым положениям национального законодательства многих стран. Несмотря на это, международное гуманитарное право рекомендует максимально избегать вынесения таких приговоров (ст. 76, п. С, ГП). Относительно ситуации во время вооруженного конфликта немеждународного характера этот пробел более заполнена: "Смертный приговор не выносится лицам, которые на время совершения правонарушения не достигли восемнадцатилетнего возраста, и не выполняют в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей" (ст. 6, п. 4 ДП II).

Специальный режим защиты предусмотрено нормами международного гуманитарного права в отношении детей. В период международных вооруженных конфликтов дети относятся к категории лиц, находящихся под защитой IV Женевской конвенции. Несмотря на то, что Конвенция содержит много положений о защите детей, однако в ней нечетко изложенный принцип, на котором основываются нормы, касающиеся детей. А потому Дополнительный протокол И заполняет этот пробел, констатируя, что "дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита от любых непристойных посягательств. Стороны, находящиеся в конфликте, обеспечивают защиту и помощь, которые им требуются ввиду их возраста или по любой другой причине (ст. 77, п. 1 ГП И)".

Анализируя содержание норм международного гуманитарного права по этому поводу, нужно отметить, что Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы 1977 г. вмещают около 25 статей, которые обеспечивают особую защиту детям. Прежде всего дети наделены защитой от последствий военных действий (допуск в санитарные зоны и зоны безопасности детей моложе 15 лет, беременных женщин и матерей с детьми до семилетнего возраста - ст. 14 IV Женевской конвенции). им гарантировано право на заботу и получение помощи (ст. 23IV Женевской конвенции). В то же время ст. 38 и ст. 50 этой Конвенции содержат принцип преференциального обращения.

В случае ареста, задержания или интернирования по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, женщин и детей содержат в обособленных помещениях, кроме тех случаев, когда семьи размещаются по отдельности.

В международном гуманитарном праве широко используют такой способ защиты, как предоставление особого статуса медицинскому и духовному персоналу, личному составу подразделений гражданской обороны и (косвенно) делегатам государств-заступниц и Международного комитета Красного Креста.

Говоря о защите жертв войны, обратим внимание на то, что речь идет об обеспечении воюющими государствами в период вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, т.е.

О предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью и т.д.

Основными международно-правовыми актами, определяющими правовое положение указанных покровительствуемых лиц, являются Женевские конвенции 1949 г. (все четыре) и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. Исходя из этих документов вначале рассмотрим правовое положение раненых и больных.

Международное гуманитарное право к раненым и больным относит лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. В это понятие, кроме того, входят лица, потерпевшие кораблекрушение, которые подвергаются опасности на море или в других водах, беременные женщины, роженицы, новорожденные дети, а также другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи. Режим раненых и больных распространяется и на личный состав ополчений и добровольческих отрядов, партизан, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав служб, на которые возложено обслуживание вооруженных сил, на членов экипажей торгового флота, а также население неоккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками, если оно при этом носит оружие и соблюдает принципы МГП.

Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в крат

чайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия, независимо от цвета кожи, пола, национального и социального происхождения, политических, религиозных и других убеждений. Причем такая защита обеспечивается не только в случае войны, но и всякого иного вооруженного конфликта между двумя или несколькими договаривающимися сторонами, даже если одна из них не признает состояния войны. Нормы о защите жертв войны применяются ко всем случаем оккупации, даже если эта оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

Важно подчеркнуть, что МГП обязывает также и нейтральные государства применять его положения к раненым и больным, т.е. обеспечивать их международно-правовую защиту. При этом раненые и больные не могут отказываться частично или полностью от прав, которые для них определены международными конвенциями.

Если раненые и больные одной воюющей стороны окажутся во власти другой воюющей стороны, они считаются военнопленными и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

МГП обязывает воюющих принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения.

При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать под их контролем за ранеными и больными, предоставляя лицам, изъявившим желание выполнять такую работу, необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными

или больными. В тех случаях, когда позволяют обстоятельства войны, стороны должны заключать соглашения о перемирии или о прекращении огня или же местные соглашения для того, чтобы подобрать раненых, больных, оставшихся на поле боя, транспортировать их, обеспечить доступ к ним медицинского персонала, а также произвести обмен ими.

Государства, находящиеся в конфликте, должны по возможности осуществлять регистрацию данных о попавших в плен раненых, больных, с тем чтобы в последующем в установленном порядке передать их государству, гражданами которого они являются.

МГП предписывает воюющим государствам создавать медицинские формирования, как военные, так и гражданские, для розыска, подбирания, транспортировки, лечения раненых и больных. Они должны быть размещены так, чтобы не подвергаться опасности в случае нападения противника на военные объекты.

Медицинский персонал, предназначенный для розыска и подбирания, транспортировки или лечения раненых и больных и принадлежащий исключительно к администрации санитарных формирований, находится под защитой МГП. Такая защита обеспечивается и в том случае, если: а) личный состав санитарного формирования или учреждения вооружен и пользуется своим оружием для самообороны или защиты своих раненых или больных; б) ввиду отсутствия вооруженных санитаров формирование или учреждение охраняется пикетом, часовыми или конвоем; в) в формировании или учреждении будут найдены ручное оружие и боевые припасы, снятые с раненых или больных и не сданные еще по принадлежности; г) в формировании или учреждении находятся личный состав и имущество ветеринарной службы, не являющиеся его неотъемлемой частью; д) гуманитарная деятельность санитарных формирований и учреждений или их персонала распространяется на раненых и больных гражданских лиц.

К личному составу санитарных формирований и учреждений в своих правах приравниваются личный состав добровольческих обществ помощи, уполномоченных своим правительством, а также организации Красного Креста и соответствующие им другие национальные общества.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Из смысла МГП вытекает, что правами военнопленных пользуются комбатанты (ст. 44 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны). Женевская конвенция об обращении с военнопленными (ст. 4) более конкретно говорит о том, кто считается военнопленным. Это попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному

Глава IV. Международное гуманитарное право

составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления; партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и др.

Говоря о правовом режиме военнопленных, нужно подчеркнуть, что нормы МГП исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленные не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению.

МГП запрещает осуществлять дискриминацию военнопленных по признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и т.д. К женщинам оно предписывает относиться со всем полагающимся их полу уважением. При этом обращаться с ними должны не хуже, чем с мужчинами.

После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Военнопленные не могут посылаться в районы, где они могли бы подвергаться действию огня, а также не должны использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска неприятеля, расположенные в той же местности. Они должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и не должны быть вредными для их здоровья. Военнопленным должно быть разрешено ношение знаков отличия и государственной принадлежности. Они имеют право на переписку, получение индивидуальных или коллективных посылок, содержащих продукты питания, медикаменты.

Лагерь для военнопленных должен возглавляться офицером из состава регулярных вооруженных сил воюющего государства. Начальник несет ответственность за то, чтобы персонал лагеря знал и правильно применял конвенции, определяющие положение военнопленных.

§ 5. Гуманитарное право о защите жертв войны

и приказам, действующим в вооруженных силах держащего в плену государства. В каждом случае нарушения ими дисциплины производится расследование. За один и тот же проступок или по одному и тому же обвинению военнопленные могут быть наказаны только один раз. Всякого рода правила, приказы, объявления и извещения, касающиеся поведения военнопленных, должны им сообщаться на понятном для них языке.

Нормы МГП подробно регламентируют вопросы, относящиеся к работе военнопленных, а также к обеспечению их питанием, одеждой.

Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращении военных действий. Однако те из них, против кого возбуждено уголовное преследование, могут быть задержаны до окончания суда или до отбытия ими наказания.

Исключительно важным элементом принципа защиты жертв войны является международно-правовая охрана гражданского населения. На недопустимость нападения воюющих сторон на мирное население указывалось еще в Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г. В ней отмечалось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля». В последующем это положение нашло подтверждение и дальнейшее развитие в Гаагских конвенциях 1907 г., Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г., а также в Дополнительных протоколах 1977 г. В частности, в ст. 51 Дополнительного протокола I содержится норма, согласно которой «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападений». Эволюция этой нормы основывается на учете исторического опыта современных вооруженных конфликтов, свидетельствующих о всевозрастающих масштабах жертв среди гражданского населения. Если в Первую мировую войну военные потери составляли 95%, а потери среди гражданского населения - 5%, то во Второй мировой войне военные потери равнялись 52%, а гражданские возросли до 48%. Причем тенденция к увеличению потерь среди гражданского населения имела место и в последующих войнах: во время войны в Корее военные потери составили 16, а гражданские - 84%; в период агрессии США во Вьетнаме они составляли соответственно 10 и 90%, в ходе агрессивной войны Израиля в Ливане удельный вес жертв среди гражданского населения увеличился до 95%.

В МГП содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие

Глава IV. Международное гуманитарное право

участие в военных действиях. Присутствие среди гражданского населения отдельных военных лиц не лишает это население его гражданского характера, а если возникает сомнение относительно того, является ли какое-либо лицо гражданским, то оно должно признаваться таковым.

Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны. При этом гуманитарные нормы касаются всего населения находящихся в конфликте сторон, без какой-либо дискриминации по признакам расы, национальности, религии или политических убеждений. Они направлены на то, чтобы способствовать смягчению порождаемых войной страданий гражданского населения, особенно детей. В связи с этим воюющие государства обязаны принимать необходимые меры, чтобы дети до 15 лет, осиротевшие или разлученные со своими семьями вследствие войны, не были предоставлены сами себе, чтобы облегчить при всех обстоятельствах их содержание и воспитание (ст. 24 Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны).

К гражданскому населению не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Воюющим государствам в ходе вооруженного конфликта запрещается причинять физические страдания гражданскому населению или принимать какие-либо меры, приводящие к его гибели. Это запрещение распространяется не только на убийства, пытки, телесные наказания, увечья, медицинские, научные опыты, но равным образом и на всякое другое насилие со стороны гражданских или военных представителей воюющей стороны.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников. Воюющие стороны не должны использовать передвижение гражданского населения или отдельных гражданских лиц для защиты определенных объектов, пунктов или районов от нападения.

Нужно иметь в виду, что правовая защита гражданского населения должна обеспечиваться и на временно оккупированной противником территории, даже если оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления. Причем территория признается занятой, если она действительно находится во власти неприятельской армии, т.е. где такая власть установлена и в состоянии действовать.

§ 5. Гуманитарное право о защите жертв войны

Оккупационные власти в соответствии с нормами международного права обязаны принять все зависящие от них меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц, равно как и религиозные убеждения и отправления обрядов веры, должны быть уважаемы.

Таким образом, суверенитет государства на территорию, которая временно захвачена противником, автоматически не переходит к оккупанту. В дальнейшем судьба такой территории решается, как правило, мирным договором.

Постановления уголовного порядка, издаваемые оккупирующим государством, вступают в силу только после того, как они будут опубликованы и доведены до сведения на национальном языке населения.

Оккупирующее государство обязано обеспечить снабжение гражданского населения продовольствием и медикаментами. Оно может реквизировать продовольственные запасы, медикаменты, находящиеся на оккупированной территории, только с учетом нужд гражданского населения. Причем в последующем оккупирующее государство должно принять меры для обеспечения того, чтобы реквизиция была справедливо возмещена. На оккупированной территории должна быть обеспечена деятельность медицинских учреждений и служб.

Запрещаются под каким бы то ни было предлогом угон, а также депортирование (высылка) гражданского населения из оккупированной территории на территорию оккупирующего государства или на территорию любого другого государства. Вместе с тем может производиться полная или частичная эвакуация какого-либо определенного оккупированного района для обеспечения безопасности населения, а также при наличии веских причин военного характера. В таких случаях гражданское население может быть перемещено только в глубь оккупированной территории, за исключением тех случаев, когда сделать это практически невозможно. Эвакуированное в таком порядке население должно быть возвращено на свои прежние места немедленно после того, как боевые операции в этом районе будут закончены.

Оккупирующая держава не вправе принуждать покровительствуемых лиц служить в ее вооруженных силах. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольного поступления его в армию неприятельского государства.

В соответствии с нормами МГП на оккупированной территории запрещаются следующие действия: уничтожение движимого и недвижимого имущества, являющегося государственной, коллективной или

Глава IV. Международное гуманитарное право

частной собственностью неприятельской державы и ее отдельных лиц; взятие заложников из числа гражданских лиц; изменение статуса должностных лиц или судей, применение к ним санкций или каких-либо мер принуждения, проведение дискриминации по той причине, что они воздерживаются от выполнения своих обязанностей по соображениям совести; проведение всякого рода мероприятий, направленных на то, чтобы вызвать безработицу или ограничить возможность работы для граждан оккупированной территории с целью заставить их работать на оккупирующую державу.

Оккупант может привлекать гражданское население к трудовой деятельности, за исключением выполнения работы, которая вынуждала бы его принимать участие в военных операциях. Работа должна выполняться в пределах оккупированной территории, на которой находятся данные лица. Она должна справедливым образом оплачиваться и соответствовать физическим и интеллектуальным способностям работников.

Воюющие государства могут как на оккупированной территории, так и вне ее интернировать гражданское население. Интернированные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность и осуществляют вытекающие отсюда права в той мере, в какой это будет совместимо с интернированием. При этом интернированные будут бесплатно обеспечиваться средствами, необходимыми для их содержания, а также медицинской помощью. Места интернирования не должны находиться в районах, особо подвергающихся военной опасности. При этом интернированные должны размещаться отдельно от военнопленных и лиц, лишенных свободы, и иметь свою администрацию.

Международное право, применяемое в период вооруженных конфликтов, содержит нормы, в соответствии с которыми воюющая сторона несет ответственность за обращение своих представителей с гражданским населением, причем это не снимает личной ответственности с этих представителей.

Говоря о защите гражданского населения в период вооруженных конфликтов, нельзя не упомянуть об охране нормами международного права окружающей среды, т.е. среды обитания гражданского населения. В ст. 55 Дополнительного протокола I 1977 г. впервые в МГП закреплена норма, которая предписывает при ведении военных действий проявлять заботу о защите природной среды от обширного, долговременного и серьезного ущерба. Такая защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить или, как можно ожидать, причинят такой ущерб природной среде и тем самым нанесут ущерб здоровью или выживанию населения.

§ 6. Защита гражданских объектов

Таким образом, анализ международно-правовых норм о правовом положении раненых, больных, лиц, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и гражданского населения со всей очевидностью подтверждает вывод о существовании в МГП принципа защиты жертв войны, содержащего комплекс мер, которые обязаны соблюдать воюющие стороны в период вооруженных конфликтов.

Еще по теме § 5. Международное гуманитарное право о защите жертв войны:

  1. 20.5. Международное гуманитарное право о защите жертв войны
  2. § 6. Международное гуманитарное право и Российская Федерация
  3. § 5. Международное гуманитарное право как учебная дисциплина
  4. § 7. Международное гуманитарное право и миротворческие силы ООН
  5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ
  6. § 6. Международное гуманитарное право в конфликтах немеждународного характера

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право -

Термин «жертвы войны» впервые был введен в теорию и практику международных отношений в процессе разработки Конвенций от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны и принятии их на Женевской дипломатической конференции 21 апреля-12 августа 1949 г. В последующем в процессе работы очередной Дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, 1974-1977 гг. были приняты Дополнительные протоколы I и II, в полном названии которых также употребляется этот термин.

Судя по названию четырех Женевских конвенций о защите жертв войны, нетрудно понять, кто является объектом их защиты:

  • 1) раненые и больные в действующих армиях (Конвенция I);
  • 2) раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Конвенция II);
  • 3) военнопленные (Конвенция III);
  • 4) гражданское население (Конвенция IV).

В Дополнительном протоколе I раскрывается содержание этих понятий.

В частности, «раненые и больные» - это лица (как военнослужащие, так и гражданские), которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

В круг лиц, охватываемых данным понятием, включаются также роженицы, новорожденные дети и другие лица, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе, например беременные женщины или немощные, и которые воздерживаются от любых враждебных действий.

К «лицам, потерпевшим кораблекрушение» относятся как военнослужащие, так и гражданские лица, которые подвергаются опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Они продолжают считаться потерпевшими кораблекрушение во время их спасения до тех пор, пока они не получат другой статус в соответствии с Конвенциями о защите жертв войны или Протоколом I при условии, что они продолжают воздерживаться от любых враждебных действий (ст. 8).

«Военнопленным» в международном вооруженном конфликте считается лицо, принимающее участие в военных действиях и попадающее во власть противной стороны, если оно имеет право на статус военнопленного или претендует на таковой, а также, если сторона, от которой оно зависит, требует для него такого статуса. В случае возникновения какого-либо сомнения в правовом положении такого лица оно должно признаваться в качестве военнопленного и вправе отстаивать свой статус в судебном порядке (ст. 45 Дополнительного протокола I). Что же касается вооруженных конфликтов немеждународного характера, то в Дополнительном протоколе 11 отсутствует понятие «военнопленный».

В то же время в обыденной жизни понятие «военнопленный» широко употребляется и тогда, когда речь идет о внутренних вооруженных конфликтах. С другой стороны, оно прежде всего ассоциируется с лицом, имеющим гражданство иностранного государства. По принадлежности к гражданству своего государства различают также вынужденных переселенцев и беженцев. В Протоколе II говорится о лицах, лишенных свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того, интернированы они или задержаны (п. 2 ст. 2; ст. 5). Означает ли это, что лицо, принимающее участие во внутреннем конфликте, не может претендовать на статус военнопленного? Думается, ответ на этот вопрос должен быть утвердительным. С юридической точки зрения в международном гуманитарном праве отсутствуют документы, которые рассматривали бы участников внутренних вооруженных конфликтов, оказавшихся в плену, а точнее, задержанных противной стороной, в качестве военнопленных. В Дополнительном протоколе II, применяемом в период внутреннего вооруженного конфликта, нет оговорки подобно той, которая содержится в Протоколе I в части, касающейся судебного порядка выяснения различных сомнений в принадлежности того или иного лица к военнопленным. С учетом этого нет формальных оснований для применения статуса военнопленного в случае задержания лиц, участвующих во внутреннем вооруженном конфликте.

«Гражданское население» означает гражданских лиц, не принадлежащих ни к одной из категорий законных участников вооруженных конфликтов и непосредственно не принимающих участие в военных действиях. Присутствие среди гражданского населения отдельных лиц, не подпадающих под данное определение, не лишает это население его гражданского характера (ст. 50 Дополнительного протокола I).

Международное гуманитарное право раскрывает содержание понятия «жертвы войны», а также детально определяет их правовой статус и называет конкретные правовые нормы по обеспечению защиты этой категории лиц воюющими государствами, о чем говорится ниже.

Говоря о защите жертв войны, обратим внимание на то, что речь идет об обеспечении воюющими государствами в период вооруженных конфликтов международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение из состава вооруженных сил на море, военнопленным, а также гражданскому населению, то есть предоставлении им такого статуса, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью и т.д.

Никто не должен подвергаться физическим или психическим пыткам или телесным наказаниям или любым другим жестоким или унижающим достоинство обращению; стороны конфликта и члены их вооруженных сил не имеют неограниченного права выбирать методы и средства ведения войны. Запрещается использовать оружие или методы ведения войны, которые могут причинить ненужные потери или чрезмерные страдания; стороны в конфликте должны всегда проводить различие между гражданским населением и комбатантами, чтобы избавить гражданское население и их имущество.

Основными международно-правовыми актами, определяющими правовое положение указанных покровительствуемых лиц, являются Женевские конвенции 1949 года (все четыре) и Дополнительные протоколы I и II 1977 года. Исходя из этих документов, вначале рассмотрим правовое положение раненых и больных. МГП к раненым и больным относит лиц, как военнослужащих, так и гражданских, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. В это понятие, кроме того, входят лица, потерпевшие кораблекрушение, которые подвергаются опасности на море или в других водах, беременные женщины, роженицы, новорожденные дети, а также другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи.

Гражданское население в целом и отдельные гражданские лица не являются объектами нападения. Нападения могут быть направлены только против военных объектов. Гуманитарное право осуществляется в условиях вооруженного конфликта. Он призван обеспечить помощь и защиту всем людям и уменьшить страдания, вызванные войной. Кроме того, положения гуманитарного права регулируют отношения с врагом, управление военными заключенными и права жителей территории, оккупированной иностранным государством. Однако гуманитарное право не касается законности и незаконности вооруженных конфликтов.

Принцип защиты жертв войны обязывает воюющих охранять интересы названных лиц, обращаться с ними при всех обстоятельствах гуманно и предоставлять им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход. Между ними не должно проводиться никакого различия, независимо от цвета кожи, пола, национального и социального происхождения и т.д.

Права человека никоим образом не связаны с методами, используемыми в военных действиях. Кроме того, они применяются в периоды как мира, так и войны. Их цель - защитить людей; для содействия развитию и укреплению человека в оппозиции к правительству. Только в исключительных обстоятельствах и в конкретных случаях можно игнорировать некоторые из его положений. В международных нормах, касающихся вопросов прав человека, существуют положения, которые разрешают государству приостановить эти права в ситуации, угрожающей его существованию.

Тем не менее некоторые основные права, упомянутые во всех международных договорах, рассматриваются как исключения. Они считаются «основными правами», которые не могут быть приостановлены ни при каких обстоятельствах. Это касается, в частности, права на жизнь, запрещения пыток и бесчеловечного поведения, запрещения рабства и подневольного состояния, а также принципа законности и недействительности закона.

Если раненые и больные одной воюющей стороны окажутся во власти другой воюющей стороны, они считаются военнопленными и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания, надругательство над человеческим достоинством, взятие заложников, коллективные наказания, угрозы совершить любое из перечисленных деяний, проведение медицинских или научных экспериментов, лишение права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, применение практики апартеида и другие негуманные и унижающие действия, оскорбляющие достоинство личности, основанные на расовой дискриминации.

И наоборот, следующие права никогда не могут быть отменены: запрет на вынесение смертных приговоров, за исключением судебных разбирательств и некоторые ограничения на это наказание; запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения; запрещение рабства и рабства; запрещение ретроактивности новых или более строгих норм материального уголовного права; право владеть правосубъектностью навсегда; права на свободу мысли, совести и религии.

Во многих случаях соответствующие учреждения несут ответственность за определение того, произошло ли нарушение закона или нет. Например, Европейский суд по правам человека может после завершения процедуры в конкретном случае заявить, что власти страны нарушили Европейскую конвенцию о правах человека. Впоследствии власти обязаны принять необходимые меры для обеспечения того, чтобы внутренняя ситуация соответствовала стандартам, изложенным в Конвенции. В целом механизмы, ответственные за осуществление прав человека, в основном предназначены для компенсации ущерба, причиненного вредом.

МГП предписывает воюющим государствам создавать медицинские формирования, как военные, так и гражданские, для розыска, подбирания, транспортировки, лечения раненых и больных. Они должны быть размещены так, чтобы не подвергались опасности в случае нападения противника на военные объекты.

К личному составу санитарных формирований и учреждений в своих правах приравнивается личный состав добровольческих обществ помощи, уполномоченных своим правительством, а также организации Красного Креста и соответствующие им другие национальные общества.

Кроме того, права человека, применимые в контексте вооруженного конфликта, дополняются международным гуманитарным правом. По этой причине обе системы стремятся обеспечить защиту человека, но с использованием других средств и в других обстоятельствах. Защита медицинских услуг и жертв вооруженных конфликтов в свете международного и немеждународного вооруженного конфликта. Война в Афганистане вначале была признана международным вооруженным конфликтом. Следовательно, в ходе конфликта применяются Женевские конвенции и дополнительные протоколы.

В содержание принципа защиты жертв войны входит также обеспечение воюющими правового режима военнопленных. Это попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления; партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и др.

Гуманитарное право применяется к сторонам конфликта, но также обеспечивает защиту людей и групп, которые не участвовали в конфликте или которые перестали принимать в нем участие. В соответствии с положениями Дополнительного протокола особым вниманием также охватываются: раненые и больные солдаты в земных конфликтах, а также члены медицинских служб вооруженных сил; раненых, больных или потерпевших кораблекрушение солдат на войне в море, а также военно-морской службы; военнопленные; и гражданское население, такое как иностранные гражданские лица, которые присутствуют на территории, принадлежащей сторонам в конфликте, включая беженцев, гражданских лиц в оккупированных районах, арестованных и интернированных гражданских лиц, медицинского и религиозного персонала и подразделений гражданской обороны.

В основе правового статуса рассматриваемой категории лиц лежит норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленные не могут быть подвергнуты научным или медицинским опытам, физическому калечению.

Многие из стандартов, содержащихся в Дополнительных протоколах к Женевским конвенциям, касающихся международных конфликтов , рассматриваются как норма обычного права, применимого во всех вооруженных конфликтах. Согласно Нюрнбергскому трибуналу: Закон войны не только содержится в договорах, но также в привычках и обычаях, которые постепенно получили всеобщее признание, а также общие принципы справедливости, применяемые юристами и военными судами. Однако во многих случаях договор лишь более подробно выражает и определяет существующие правовые принципы.

После взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, которые должны быть расположены достаточно далеко от зоны военных действий. Военнопленные не могут посылаться в районы, где они могли бы подвергаться действию огня, а также не должны использоваться для прикрытия каких-либо пунктов или районов военных операций.

Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска неприятеля, расположенные в той же местности. Военнопленным должно быть разрешено ношение знаков отличия и государственной принадлежности. Они имеют право на переписку, получение посылок, содержащих продукты питания, медикаменты. Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращении военных действий.

В международном гуманитарном праве вооруженных конфликтов обеспечивается материальная помощь жертвам конфликта. В соответствии с этими стандартами каждая высокая договаривающаяся сторона разрешает свободный проход всех партий медицинских и больничных магазинов и предметов, необходимых для религиозного богослужения, предназначенного только для гражданских лиц другой высокой договаривающейся стороны, даже если последний является ее противником. Он также разрешает свободное прохождение всех партий основных продуктов питания, одежды и тоников, предназначенных для детей в возрасте до пятнадцати лет, будущих матерей и случаев беременности.

Нормы международного гуманитарного права исходят из того, что военнопленные находятся во власти неприятельского государства, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Именно государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения.

В МГП содержится определение гражданского населения. Под ним понимаются гражданские лица, не принадлежащие ни к одной категории участников вооруженного конфликта и непосредственно не принимающие участия в военных действиях.

В полной мере доступными ему средствами, оккупирующая держава обязана обеспечивать продовольствие и медикаменты населения; он должен, в частности, приносить необходимые продовольственные товары, медицинские магазины и другие предметы, если ресурсы оккупированной территории неадекватны. Если вся или часть населения оккупированной территории недостаточно обеспечена, оккупирующая держава соглашается на схемы помощи от имени указанного населения и будет содействовать им всеми средствами, находящимися в ее распоряжении.

Во всех случаях продолжительность периода, в течение которого защищенное лицо, обвиняемое в совершении правонарушения, находится под арестом в ожидании суда или наказания, вычитается из любого срока лишения свободы. Защищенные лица не должны быть арестованы, привлечены к уголовной ответственности или осуждены оккупирующей властью за совершенные действия или за мнения, высказанные до оккупации или во время временного прерывания, за исключением нарушений законов и обычаев войны. Граждане оккупирующей державы, которые искали убежища на территории оккупированного государства до начала боевых действий, не могут быть арестованы, привлечены к суду, осуждены или депортированы с оккупированной территории, за исключением преступлений, совершенных после начала военных действий, или за преступления, которое было принято до начала военных действий, которые, согласно закону оккупированного государства, оправдали бы экстрадицию в мирное время.

Правовая защита гражданского населения осуществляется в вооруженных конфликтах как международного, так и немеждународного характера, даже в том случае, если одна из воюющих сторон не признает состояния войны. При этом гуманитарные нормы касаются всего населения находящихся в конфликте сторон, без какой-либо дискриминации по признакам расы, национальности, религии или политических убеждений.

Кроме того, в таких ситуациях гуманитарное право распространяется на вооруженные силы - как регулярные, так и нерегулярные - которые участвуют в конфликте и защищает любого человека или группу людей, которые не участвуют в боевых действиях или перестали участвовать в них.

С другой стороны, во время немеждународного вооруженного конфликта гуманитарное право оказывает материальную помощь жертвам этой борьбы. Это также будет включать в себя различные племена, наемники, религиозные и идеологические лидеры и разведывательные службы, которые отделились от контроля над государством. Поэтому прекращение конфликта в Афганистане является чрезвычайно сложной задачей и, вероятно, одной из них, которая окажется невозможной в течение длительного времени. Кроме того, в случае «новой войны» очень важно, чтобы международное гуманитарное право не было беззубым и полностью применялось.

К гражданскому населению не должны применяться никакие меры ни физического, ни морального порядка в целях получения от них или от третьих лиц каких-либо сведений.

Кроме того, в отношении гражданского населения запрещаются следующие действия: коллективные наказания, использование голода среди гражданского населения в качестве метода ведения войны, физическое или моральное воздействие, террор, грабеж, взятие заложников.

В общем, в истории вооруженного конфликта было много примеров пренебрежения и несоблюдения международного гуманитарного права, касающихся военнослужащих, медицинского персонала, гуманитарных работников, а также гражданских лиц. Это связано с отсутствием уважения к признакам Красного Креста и Красного Полумесяца, под которыми работают медицинские работники, отношения правительств, которые игнорируют действия международных организаций и учреждений на том основании, что это действие представляет собой вмешательство в их внутренние дела, а также возникновение новых видов вооруженных конфликтов, включая так называемые неструктурированные конфликты и бои между вооруженными силами и террористами в условиях крупномасштабной террористической деятельности.

Нужно иметь в виду, что правовая защита гражданского населения должна обеспечиваться и на временно оккупированной противником территории, даже если оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

Оккупационные власти в соответствии с нормами международного права обязаны принять все зависящие от них меры к тому, чтобы, насколько возможно, восстановить и обеспечить общественный порядок и общественную жизнь, уважая существующие в стране законы. Запрещаются угон, а также высылка гражданского населения из оккупированной территории на территорию оккупирующего государства или на территорию любого другого государства. Вместе с тем может производиться полная или частичная эвакуация для обеспечения безопасности населения. Не допускается оказание давления на гражданское население с целью добиться добровольного поступления его в армию неприятельского государства.

Кроме того, современное международное гуманитарное право обеспечивает защиту устройств и медицинского персонала. В этом виде конфликта гуманитарное право призвано в первую очередь защищать стороны конфликта, а также любые лица или любую группу людей, которые не участвуют в конфликте или не приняли участия в нем. В этом разделе мы проследим, как, начиная с столетия до того, как вступил в силу первый договор о борьбе с терроризмом, были разработаны международные документы, защищающие военное медицинское обслуживание.

Со временем государства установили, что раненые и больные комбатанты, затем военнопленные, а затем и гражданские лица должны быть защищены и ухаживать. Государства также установили, что лица, предоставляющие медицинскую помощь, должны уважаться и защищаться. Но в совокупности нынешний правовой режим несколько фрагментирован и отмечен защитными пробелами.

Международно-правовая защита жертв войны

Международное гуманитарное право предусматривает защиту жертв войны, т.е. обязывает воюющие государства в ходе вооруженных конфликтов обеспечить предоставление международно-правовой защиты следующим категориям лиц: раненым, больным, лицам, потерпевшим кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, военнопленным. Речь идет о том, чтобы подобным лицам предоставлялся такой статус, который гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал насилие, издевательство, глумление над личностью и т.д.

Международные правовые рамки, регулирующие вооруженные конфликты, часто формулируются с точки зрения отражения попыток государств сбалансировать военную необходимость с заботой о человечестве. Национальность во многом определяла, считается ли человек другом, врагом или нейтральным.

В качестве условия для принятия несколько радикального шага обеспечения медицинской помощи врагу государства стремились сохранить контроль над условиями такой помощи. Режим частично зависел от взаимного доверия между сторонами. Практическим проявлением этого доверия стало введение отличительного признака того, что каждая сторона несет ответственность за контроль. Больницы и машины скорой помощи приняли единый флаг, который должен сопровождаться при всех обстоятельствах национальным флагом. И военный медицинский персонал мог носить браслет, который мог быть назначен только военными властями.

Основными международными правовыми актами, определяющими правовое положение указанных лиц, являются Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г.

К раненым и больным относятся лица, как военнослужащие, так и гражданские, которые вследствие травмы, болезни или другого физического или психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. В это понятие, кроме того, включаются лица, потерпевшие кораблекрушение, которые подвергаются опасности на море или в других водах, а также роженицы, новорожденные дети, а также другие лица, нуждающиеся в медицинской помощи (беременные женщины или немощные).

Режим раненых и больных распространяется и на личный состав ополченцев, добровольческих отрядов, партизан, лиц, следующих за вооруженными силами, но не входящих в их состав, на военных корреспондентов, личный состав служб, на которые возложено обслуживание вооруженных сил, на членов экипажей торгового флота, а также население не оккупированной территории, которое при приближении неприятеля стихийно берется за оружие для борьбы с вторгшимися войсками, если оно при этом носит оружие и соблюдает принципы и нормы международного гуманитарного права.

Все раненые и больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, пользуются уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских. Причем такая защита обеспечивается не только в случае войны, но и в случае всякого иного вооруженного конфликта между двумя или несколькими договаривающимися сторонами, даже если одна из них не признает состояния войны. Нормы о защите жертв войны применяются ко всем случаям оккупации, даже если оккупация не встретит никакого вооруженного сопротивления.

На нейтральные государства также возлагается обязанность обеспечивать международно-правовую защиту раненых и больных. При этом раненые и больные не могут отказываться частично или полностью от прав, которые для них определены международными конвенциями.

Если раненые и больные одной из состава вооруженных сил воюющей стороны окажутся во власти другой воюющей стороны, они считаются военнопленными и к ним будут применяться нормы международного права, касающиеся военнопленных.

В отношении раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, а также лиц, которые приравнены к ним по правовому положению, запрещаются следующие действия: посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания; взятие заложников; посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; проведение медицинских или научных экспериментов; удаление тканей или органов для пересадки; осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения , вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

Воюющие обязаны принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. При этом воюющие стороны могут обращаться к местным жителям с просьбой подбирать и ухаживать под их контролем за ранеными и больными, предоставляя лицам, изъявившим желание выполнять такую работу, необходимую помощь и льготы.

Военные власти должны разрешать гражданскому населению и благотворительным обществам, даже в районах вторжения или оккупированных районах, по собственной инициативе подбирать раненых и больных и ухаживать за ними. При этом никто из таких лиц не должен подвергаться преследованию или быть осужденным за то, что он ухаживал за ранеными или больными. Государства, находящиеся в конфликте, должны по возможности осуществлять регистрацию данных о попавших в плен раненых, больных с тем, чтобы в последующем в установленном порядке передать их государству, гражданами которого они являются.

Международное гуманитарное право предписывает воюющим государствам создавать медицинские формирования, как военные, так и гражданские, для розыска, подбирания, транспортировки, лечения раненых и больных. Они должны быть размещены так, чтобы не подвергались опасности в случае нападения противника на военные объекты.

Медицинский персонал, предназначенный для розыска и подбирания, транспортировки или лечения раненых и больных и принадлежащий исключительно к администрации санитарных формирований, находится под защитой норм международного гуманитарного права. К личному составу санитарных формирований и учреждений в своих правах приравнивается личный состав добровольческих обществ помощи, уполномоченных своим правительством, а также организации Красного Креста и соответствующие им другие национальные общества.

Защита жертв войны включает также обязательство воюющих обеспечить правовой режим военнопленных. Международное гуманитарное право устанавливает, что любой комбатант, попавший во власть противной стороны неприятеля, является военнопленным. Иными словами, правами военнопленных пользуются лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения, добровольческих отрядов, движений сопротивления, партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в их состав непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и др. Нарушение комбатантами норм международного гуманитарного права в ходе вооруженного конфликта, если они попадают во власть противной стороны, не лишает их права считаться военнопленными, за некоторыми исключениями (совершение вероломных действий) .

Военнопленные ни в коем случае не смогут отказываться частично или полностью от прав, которые за ними признаются международным гуманитарным правом или специальными соглашениями воюющих сторон.

По смыслу международного гуманитарного права военнопленные попадают во власть неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. Поэтому независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, именно держащие в плену государства должны обеспечивать соблюдение надлежащего правового режима военнопленных и нести ответственность за его нарушения. Военнопленные могут быть переданы держащим в плену государством только такому другому государству, которое является участником гуманитарных конвенций, и только после того, как удостовериться в желании и способности государства, которому передаются военнопленные, применять нормы международного гуманитарного права. После перехода военнопленных в другое государство на указанных выше условиях ответственность за применение норм международного гуманитарного права несет это принимающее их государство до тех пор, пока они находятся на его попечении.

В основу правового статуса данной категории жертв войны положена норма, согласно которой с военнопленными следует всегда обращаться гуманно. Запрещается любой незаконный акт или бездействие со стороны держащего в плену государства, приводящие к смерти военнопленного или ставящие его здоровье под серьезную угрозу. В частности, ни один военнопленный не может быть подвергнут физическому калечению или же научному или медицинскому опыту какого бы то ни было характера, который не оправдывается соображениями лечения военнопленного и его интересами. Равным образом военнопленные должны всегда пользоваться защитой, в особенности от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений и любопытства толпы. Применение к ним репрессалий воспрещается.

При любых обстоятельствах военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести. К женщинам следует относиться со всем полагающимся их полу уважением и обращаться с ними должны во всех случаях не хуже, чем с мужчинами. Предусмотрено, что военнопленные полностью сохраняют свою гражданскую правоспособность, которой они пользовались во время захвата в плен, хотя за держащим в плену государством признается право ограничить осуществление прав, предоставляемых этой правоспособностью, лишь в той степени, в какой этого требуют условия плена.

Держащее в плену государство обязано бесплатно обеспечить содержание военнопленных и также врачебную помощь, которую потребует состояние их здоровья.

Международное гуманитарное право запрещает осуществлять какую-либо дискриминацию военнопленных но признакам расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений и всем другим причинам, основанным на аналогичных критериях, за исключением случаев привилегированного режима, который она могла бы установить для военнопленных по состоянию их здоровья, по возрасту или квалификации.

Каждый военнопленный при его допросе после пленения обязан сообщить только свою фамилию, имя и звание, дату рождения и личный номер или, за неимением такового, другую равноценную информацию. Никакие физические или моральные пытки и другие меры принуждения не могут применяться к военнопленным для получения от них каких-либо сведений. Военнопленным, которые откажутся отвечать, нельзя угрожать, подвергать их оскорблениям или каким-либо преследованиям, или ограничениям. Допрос военнопленных должен проводиться на языке, понятном для них.

В возможно более краткий срок после их взятия в плен военнопленные эвакуируются в лагеря, расположенные далеко от зоны военных действий. В опасной зоне можно временно задерживать только тех военнопленных, которые по состоянию своих ранений или болезни подвергаются бо́льшему риску при эвакуации, чем при оставлении на месте.

Ни один военнопленный ни в какое время не может быть ни послан в такой район, где он подвергался бы действию огня из зоны боев, ни задержан там, а также не может быть использован для защиты своим присутствием каких-либо пунктов или районов от военных операций.

Условия размещения военнопленных в лагерях должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска неприятеля, расположенные в той же местности. Они должны устанавливаться с учетом привычек и обычаев военнопленных и ни в коем случае не должны быть вредными для их здоровья. В тех лагерях, в которых наряду с мужчинами находятся военнопленные женщины, для них должны быть обеспечены отдельные помещения для сна. Военнопленным имеют право сохранять знаки различия и государственной принадлежности, знаки отличия и предметы, имеющие, главным образом, субъективную ценность.

Держащее в плену государство имеет право использовать трудоспособных военнопленных в качестве рабочей силы с учетом их возраста, пола, звания, а также физических способностей, в частности, для того, чтобы поддерживать их в хорошем физическом и моральном состоянии. Условия привлечения к работе военнопленных подробно регламентированы в третьей Женевской конвенции о защите жертв войны 1949 г. Кроме того, международное гуманитарное право регулирует вопросы их обеспечения питанием и одеждой. Военнопленные, в частности, имеют право на переписку, получение денежных переводов, индивидуальных или коллективных посылок, содержащих продукты питания, одежду, медикаменты и предметы, предназначенные для удовлетворения их потребностей (религиозных, научных, спортивных и др.).

Каждый лагерь военнопленных возглавляется офицером из состава регулярных вооруженных сил держащего в плену государства. Этот офицер отвечает под контролем своего правительства за то, чтобы персонал лагеря знал и правильно применял нормы международного гуманитарного права, определяющие положение военнопленных.

Международное гуманитарное право содержит положения, касающиеся ответственности военнопленных за совершенные ими правонарушения. Военнопленные подчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силах держащего в плену государства. Последнее будет иметь право принять судебные или дисциплинарные меры в отношении любого военнопленного, совершившего нарушение этих законов, уставов или приказов. В каждом случае нарушения ими дисциплины производится расследование. За один и тот же проступок или по одному и тому же обвинению военнопленные могут быть наказаны только один раз. Всякого рода правила, приказы, объявления и извещения, касающиеся поведения военнопленных, должны им сообщаться на понятном для них языке.

Военнопленные освобождаются и репатриируются по прекращении военных действий. Однако те из них, против кого возбуждено уголовное преследование, могут быть задержаны до окончания суда или до отбытия ими наказания.

  • Иногда они именуются покровительствуемыми лицами.
  • В ходе военной операции США и их союзников в Афганистане в 2001 г. задержанные лица из состава нерегулярных сил движения "Талибан" были объявлены "незаконными комбатантами" и помещены на военную базу США в Гуантанамо. Условия их содержания на базе не отвечают требованиям международного гуманитарного права. Вряд ли безоговорочно можно согласиться с такой односторонней интерпретацией важнейшей нормы международного гуманитарного права.

Самое обсуждаемое
Медалистка из Адыгеи: директор приказал мне закрыть свой рот! Медалистка из Адыгеи: директор приказал мне закрыть свой рот!
Кто может осуществлять аудиторскую деятельность Кто может осуществлять аудиторскую деятельность
Где зарядить соц карту на наземный транспорт Где зарядить соц карту на наземный транспорт


top