Основы предпринимательства. Процедура создания предпринимательских структур Тема порядок создания предпринимательских структур

Основы предпринимательства. Процедура создания предпринимательских структур Тема порядок создания предпринимательских структур

В российском АПК

Начало современному этапу аграрной реформы было положено Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и принятым в развитие этого Указа Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». Указ предписывал сельскохозяйственным предприятиям, колхозам и совхозам, в течение 1992 г. осуществить реорганизацию и привести свой статус в соответствие с действовавшим тогда Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в органах государственной власти. Главным в содержании Указа являлась его жесткая направленность на глубинные изменения земельных отношений, включая приватизацию земель. Местным органам власти предписывалось обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

Предусматривалось выделение работникам в месячный срок со дня подачи заявления о выходе из колхоза (совхоза) для ведения крестьянского хозяйства соответствующих земельных наделов и имущественных паев. Было также установлено право граждан, выходящих из колхозов и совхозов, на обмен земельных наделов и имущественных паев, а также сдачу их в аренду. Создающимся крестьянским хозяйствам давалось право на залог земли в банках под выдачу кредитов. Следует, однако, отметить, что в полной мере это право не реализуется и по сей день.

Ряд положений Указа № 323 получил развитие в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». В основном это касалось процедуры реорганизационных мероприятий, а также вопросов, связанных с передачей в муниципальную собственность объектов колхозно-совхозной социальной инфраструктуры. В связи с тем, что Указ № 323 требовал обязательной организационно-правовой реорганизации хозяйств и их перерегистрации уже в 1992 году, названный год стал началом преобразования колхозов и совхозов в товарищества и акционерные общества. Однако в силу сжатости сроков проведения реорганизация оказалась неподготовленной. Только 4 сентября 1992 г. вышло Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», утвердившее «Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий». В нем были установлены возможные пути и особенности реорганизации сельскохозяйственных предприятий, порядок определения имущественных паев и земельных долей и направлений их использования. В положении нашла свое подтверждение и основная идея названного Указа, связывающая реорганизацию сельскохозяйственных предприятий с главной целью аграрной реформы - изменением производственных отношений на селе путем реализации права свободного выбора форм предпринимательства с закреплением за крестьянами земельных долей и имущественных паев.



Положение достаточно четко определило необходимость безоговорочного признания права выхода работника из коллективного хозяйства с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского хозяйства без согласия на то трудового коллектива и администрации. Следует отметить, однако, что окончательная редакция указанного положения появилась лишь после внесения в него изменений и дополнений Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 1992 г. № 969.

Таким образом, Указ № 323, с точки зрения его реализации требовал дополнений другими правовыми актами, что продолжалось вплоть до конца 1992 года. А к этому времени уже должна была быть завершена реорганизация хозяйств. Сам Указ в значительной степени носил политический характер, так же, как и многие другие документы, реально связанные с проведением экономических преобразований. Политэкономическая сущность реформаторских документов 1991-1992 гг., отнесенных к аграрной экономике, лучше всего корреспондируется с главной задачей государственной Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета РФ № 2930-1 от 11 июня 1992г. Эта задача сформулирована во введении к Программе: «Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики». Программа непосредственно не затрагивала регламентацию аграрных отношений, но достаточно четко выразила целевую установку власти в тот период.

По существу, аграрные преобразования 1991-1992 гг., равно как и другие направления реформ ставили своей целью безотлагательную ломку социализма и административно-планового хозяйствования, во всяком случае, того, который во вполне определенных формах еще сохранялся в сельском хозяйстве в начале 90-х годов. В еще меньшей степени реформы 90-х годов учитывали требования сложившейся структуры самого производства, включая организационно-технологическое построение производственных систем (технологии землепользования, животноводства, системы машины, технологические связи между сферами АПК и т.д.), размещение поселков, построение социальной инфраструктуры и т.п. Поскольку первый этап реорганизационных преобразований, намеченных на 1992 год, оказался недостаточно проработанным, он затянулся и продолжался вплоть до 1994 года.

Наиболее неурегулированными, однако, оказались не проблемы реорганизации колхозов и совхозов в товарищества и акционерные общества, хотя и здесь было немало сложностей, а вопросы выделения земельных и имущественных паев для ведения крестьянского хозяйства. Ход реформы настоятельно потребовал правовых гарантий крестьянам по поводу этих долей и паев. Поэтому в целях правового урегулирования земельных отношений, а также дальнейшего развития всей реформы, был издан Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России».

Указ достаточно четко определил, что «граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями. Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных долей (паев)».

Указ объявил, что государство гарантирует защиту и неприкосновенность частной собственности на землю, а также подтвердил право собственников земельных долей без согласия других лиц на выдел земельных участков в натуральной форме для ведения крестьянского и фермерского хозяйства, сдачи в залог, для расширения подворного хозяйства крестьян, под индивидуальное жилищное строительство, для передачи наследникам и т.п. Разрешена была и продажа земельных долей, но со следующим дополнительным условием: «Продажа земельных участков, используемых в сельскохозяйственном производстве, с изменением целевого назначения производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации» .

Прекращение государственной монополии на землю реализовано в процессе передачи земельных участков гражданам и предприятиям. Процесс приватизации земли означает возникновение частной и общей долевой собственности на землю, с наделением земельными паями жителей сельской местности.

Приватизация земли происходит не только в России, но и в других бывших союзных республиках. Сложившаяся на территории бывшего СССР практика приватизации земли может быть обобщена с позиции трех разных способов осуществления: исторически справедливого, как в Прибалтике при возвращении земли бывшим ее владельцам, социально справедливого (поровну), экономически целесообразного (передавать землю эффективным собственникам).

Согласно ст.3 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшего в период начала приватизационных процессов в сельском хозяйстве, в РФ устанавливаются государственная собственность на землю и собственность граждан и (или) и коллективов (совместная или долевая). Собственниками земли выступают: государство в лице РФ и республик, входящих в ее состав, граждане, колхозы, коллективы других кооперативных предприятий и акционерных обществ, в том числе созданных на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий.

Государственная собственность на землю выступает в виде федеральной собственности РФ и собственности республик, входящих в состав РФ. С апреля 1991 г. после принятия Земельного кодекса было определено, что совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование. В случаях преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую). Выбрать коллективно-совместную или коллективно-долевую форму собственности на землю могли и члены колхозов.

Земельные участки, принадлежащие гражданам на праве коллективной совместной собственности, являются неделимыми, конкретная земельная доля для каждого из членов предприятия не определяется. Выдел земельной доли гражданину производится при его выходе из сельскохозяйственного предприятия для ведения крестьянского хозяйства или продажи, а также при ликвидации сельскохозяйственного предприятия.

Другими методами перераспределения земли являются изъятие неиспользуемых и плохо используемых земель колхозов и совхозов, передача их в фонд перераспределения земель района; выделение земель для расширения приусадебных хозяйств или предоставления огородов членам колхозов, работникам совхозов, жителям села.

Уравнительный принцип наделения землей проявлялся в том, что в коллективную совместную собственность граждан, являющихся членами сельскохозяйственных предприятий, земельные участки передаются бесплатно в пределах площади, исчисляемой путем умножения средней расчетной доли, сложившейся в административном районе, на число членов данного конкретного хозяйства. Оставшаяся площадь земель, закрепленных за указанным предприятием, может быть получена за плату, вносимую членами сельскохозяйственного предприятия в соответствующий орган местной представительной власти.

При коллективно-долевой собственности на землю конкретная земельная доля каждого гражданина определяется в количественном выражении. Государственный акт на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования выдается соответствующему сельскохозяйственному предприятию с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, списка сособственников и земельной доли каждого из них.

Распоряжение земельными участками, находящимися в коллективно-долевой собственности граждан, осуществляется решением общего собрания коллектива сособственников или избранным им органом управления. Земельная доля может быть получена при выходе из предприятия с целью создания крестьянского хозяйства или продажи. Земельная доля может быть передана по наследству. При коллективно-совместной собственности на землю граждане не имеют прав наследования, дарения, продажи земельных долей, что существенно ущемляет их экономические возможности. Поэтому предпочтительной представляется коллективно-долевая собственность на землю.

Созданные районные и внутрихозяйственные комиссии должны были провести разграничение земель, находящихся в пользовании колхозов и совхозов, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность. Коллективно-cовместная собственность на землю в Постановлении не упоминалась вообще. Этот документ явился катализатором не только реорганизации колхозов и совхозов в товарищества и акционерные общества, но и создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

Реорганизация колхозов и совхозов соответствовала курсу на развертывание рыночных реформ и преследовала цели, аналогичные приватизации: упорядочение отношений собственности, переход к частной собственности.

Все члены совхоза и работники колхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай не должен превышать утвержденной в районе нормы бесплатной передачи земли в собственность.

Бесплатный земельный пай в размере среднерайонной нормы составлял в Ростовской области в 1991 г. от 5,7 га в Октябрьском районе до 30 га в Заветинском и Ремонтненском районах.

Как и в городе, на селе наименее защищенными оказались следующие социальные группы: дети, подростки, пенсионеры, работники социальной сферы, работники бюджетных организаций, имеющие ограничения на получение земельных паев. Экономические интересы коллективов хозяйств могли в данном случае как совпадать, так и противоречить интересам данных социальных групп.

Приватизация земли показала, что часть земель, выделенных на паи пенсионерам, может оказаться вообще вне сельскохозяйственного оборота на ряд лет, а в лучшем случае будет сдана в аренду фермерам, товариществу или ассоциации. Для снятия социально-экономической напряженности рекомендовалось обращаться к пенсионерам с просьбой о передаче своих паев детям, работающим в хозяйстве, продаже их другим работникам хозяйства, а не самому хозяйству.

В связи с неустойчивостью цен на землю практически невозможно было на этапе приватизации земли дать денежную оценку земельной части уставного капитала товарищества или акционерного общества. Хотя денежная оценка земли как части уставного капитала должна была производиться при организации товариществ из подсобных хозяйств промышленных предприятий, когда имущественные паи не могут быть выделены работнику хозяйств, так как собственником фондов является другое предприятие.

Предоставление всем работникам и пенсионерам реорганизуемых хозяйств равных прав на получение земельного пая объективно сдерживал распад колхозов и совхозов на мелкие крестьянские хозяйства и предотвращал резкое высвобождение трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, приводя к созданию различных более крупных обществ и немногих фермерских хозяйств.

Предполагалось, что земельные паи позволят перейти к прозрачному механизму реализации земельной ренты. Однако, половинчатость земельной реформы, ее недостаточное институционально-правовое обеспечение о сих пор оказывают негативное воздействие на развертывание всего спектра рыночных отношений в сельском хозяйстве.

Для ряда сельскохозяйственных предприятий были установлены особые условия реорганизации и приватизации. Они распространялись на государственные племенные и конные заводы, конюшни, ипподромы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции, лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб, опытно-производственные хозяйства, специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие хозяйства с мелиоративными системами, семеноводческие, рыбоводческие, плодоводческие, виноградарские, чаеводческие хозяйства, зверосовхозы, животноводческие комплексы, птицефабрики и парниково-тепличные комбинаты.

Условия их реорганизации включали ограничения на выделение земельной и имущественной долей в натуральной форме, а также на получение разрешения на реорганизацию от различных ведомств.

Хотя национальный проект «Развитие АПК» не предусматривает прямые дотации сельскохозяйственным производителям, но само его появление свидетельствует о необходимости усиления государственной поддержки АПК спустя пятнадцать лет реформирования.

Определенные позитивные импульсы сельское хозяйство России получило после финансового кризиса 1998 г., в результате которого в 1999-2002гг. резко сократился импорт продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, открылись рыночные ниши и сегменты для российских производителей. Однако быстрый рост цен на топливо и горюче-смазочные материалы опять поставил сельскохозяйственные предприятия на грань убыточности.

Даже после вступления в ВТО Российская Федерация сохранит право на осуществление государственной поддержки сельского хозяйства в рамках мер т.н. “желтой корзины”. Эти меры включают: дотации на продукцию животноводства и растениеводства, компенсацию затрат на приобретение материально-технических ресурсов (минеральных удобрений, средств химической защиты растений, энергоресурсов техники и запасных частей), субсидирование капиталовложений производственного назначения (кроме расходов на мелиорацию), льготное кредитование (включая списание задолженности по кредитам), ценовую поддержку товаропроизводителей, субсидирование расходов на транспортировку сельскохозяйственной продукции и т.д. Меры «желтой корзины» также отражены в инструментах реализации национального проекта «Развитие АПК».

В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов
Оглавление книги

2.3. Методы и формы организации интрапренерства

Анализ процесса становления интрапренерства показал, что в основе создания традиционными предприятиями предпринимательских структур лежат потребности предприятия и его ресурсные возможности. У каждого предприятия доминирует своя главная причина из многих возможных (их выживание, формирование перспектив и т.д.) и имеются свои специфические ресурсные возможности и резервы (сырье, оборудование, деньги и т.п.). Соответственно, методы образования предпринимательских структур, их организационные формы и формы связи с базовыми структурами будут весьма разнообразны и должны соответствовать конкретным особенностями целям базового объекта.
Они различаются способом их создания и базовым элементом.
Можно выделить следующие основные способы создания:
С 1 - образование предпринимательских структур путем выделения структурных подразделений базового предприятия;
С 2 - образование предпринимательских структур на основе ресурсов базового предприятия;
С 3 - образование новых предпринимательских структур на пустом месте;
С 4 - покупка производственных объектов и их трансформация в производственные структуры.
При построении предпринимательских структур в качестве базовых элементов выступают резервы предприятия (см. табл. 2.2.).
В общем виде метод создания предпринимательской структуры можно представить в виде кортежа показателей:
М ПС = { Ci; Бj };
где:
М пс - метод создания i-ой предпринимательской структуры;
Сi - способ создания (i-й) предпринимательской структуры;
Бj - базовый элемент (j-ый) создания предпринимательской структуры.

Таблица 2.2 Базовые элементы построения предпринимательской структуры

На рис. 2.9 показана взаимосвязь способов создания предпринимательских структур на действующих предприятиях и их зависимость от базовых элементов предпринимательства, каковыми являются резервы этого предприятия.
Так, образование предпринимательской структуры путем выделения для предпринимательской деятельности структурного (или структурных) подразделения базового предприятия возможно только тогда, когда она имеет резервы производственной мощности и есть потенциальный спрос на их продукцию. Создание предпринимательской структуры на основе выделения отдельных резервов (производственных площадей, производственного оборудования и т.д.) целесообразно, когда на их основе возможна реализация перспективной предпринимательской идеи. Причем при выборе базового элемента необходимо учитывать его экономическую значимость.
При выборе способа образования путем выделения необходимо учитывать наличие достаточно автономных производственных структур, которые можно освободить от основного производства и рассматривать как резерв.


Рис. 2.9. Способы создания предпринимательских структур и их зависимость от резервов базовых предприятий

Создание новой предпринимательской структуры на пустом месте целесообразно при наличии перспективной предпринимательской идеи и финансовых ресурсов (собственных или заемных).
Покупка предпринимательских структур и их трансформация целесообразна в том случае, когда есть финансовые ресурсы и возможности реализации на базе этих структур перспективной предпринимательской идеи.
Выделение базы для создания предпринимательских структур тесно связано с целями, которые ставит предприятие при развитии интрапренерства. Из множества возможных целей предпринимательства выделяются наиболее актуальные, значимые. Очевидно, на первое место можно поставить необходимость выживания, на второе - потребности в переходе на новую продукцию, на третье - возможность получения дополнительной прибыли за счет более эффективно использующихся ресурсов.
Если главной целью является выживаемость, то очевидно, что финансовых ресурсов нет, и при создании предпринимательской структуры главным является коммерциализация имеющихся ресурсов через их приобщение к предпринимательской деятельности, то есть создание предпринимательских структур на их основе.
Этот же способ является предпочтительным, если главной целью является получение дополнительной прибыли (при отсутствии финансовых резервов).
Выбор методов создания предпринимательской структуры включает следующие элементы:
Устанавливаются цели развития предпринимательства.
Анализируется значимость целей и выделяются главные.
Определяются резервы ресурсов базового предприятия..
Оценивается экономическая значимость основных ресурсов.
Определяются базовые ресурсы, наиболее предпочтительные с точки зрения достижения главной цели.
Устанавливается метод создания предпринимательской структуры, позволяющий наиболее эффективно достичь поставленной цели.
Формы существования интрапренерства характеризуются формами существования предпринимательской структуры и организации и характером его взаимосвязи и сотрудничества с базовым предприятием, то есть:
Ф И = {Ф ПС; В И };
где:
Ф пс - форма существования предпринимательской структуры;
В и - параметры, характеризующие взаимодействие связи предпринимательской структуры и базового предприятия.
Форма существования предпринимательских структур предприятий может быть представлена кортежем показателей:
Ф пс = {О С; Q ; М };
где:
О с - организационно-правовой статус;
Q - специализация (вид деятельности);
М - масштабы производства.
В качестве вариантов организационно-правового статуса могут рассматриваться:
хозрасчетное структурное подразделение предприятия;
филиал предприятия;
общество с ограниченной ответственностью;
акционерное общество закрытого типа;
акционерное общество открытого типа.
Их выбор объясняется тем, что партнерские отношения, вклад каждого участника и его права и обязанности (предприятия и интрапренеры) четко фиксируются договором.
Возможны следующие варианты специализации предпринимательских структур:
выполнение работ, технологически дополняющих основное производство;
выпуск продукции, обладающей конструктивно-технологическим подобием с основной;
выпуск продукции на сырье, отходах базового предприятия;
выпуск продукции в рамках диверсификации основного производства;
оказание услуг по продвижению продукции основного производства, по ее сервисному обслуживанию.
По масштабу предпринимательства структура может быть отнесена к мелкому, среднему и крупному бизнесу.
Связь предпринимательской структуры и базового предприятия, то есть связь партнеров по интрапренерству можно представить кортежем следующих показателей:
В И = (В п; В о; В ф; В ю; В л);
Характер взаимсвязи предпринимательской структуры с базовым предприятием представлен на рис. 2.10.Это следующие связи:
В п - производственно-технологические;
В 0 - организационно-структурные;
В ф - финансово-экономические;
В ю - юридические;
В л - личностно-психологические.
Производственно-технологический характеризуется связью производственного процесса базового предприятия и производственного процесса предпринимательских структур.
Организационно-структурный определяется местом предпринимательской структуры в производственной структуре базового предприятия и в его системе управления.
Финансово-экономическая связь обеспечивается финансовыми потоками между предпринимательскими структурами и их экономической взаимозависимостью.
Юридическая связь обеспечивается соответствующими документами об образовании предпринимательской единицы уставами, учредительными договорами и т.п.).
Личностно-психологическая связь обеспечивается участием руководства предприятия в управлении предпринимательской структурой, их личной заинтересованностью в ее деятельности, участием и экономическими интересами сотрудников базовых структур в работе предпринимательских структур.
Укрупненный логический алгоритм обоснования формы предпринимательских структур в интрапренерстве включает следующие процедуры:
1. Обоснование специализации предпринимательской структуры на базовым предприятии.
2. Выбор масштаба производства.
3. Обоснование связи предпринимательской структуры с базовым предприятием.
4. Формирование организационно-правового статуса предпринимательской структуры.
Предпочтительный вариант специализации должен обеспечивать максимальное использование базовых производственных ресурсов и соответствовать характеру принятой предпринимательской идеи.
Масштабы производства должны соответствовать финансовым и прочим возможностям партнеров по интрапренерству и условиям внешней среды (налоговая политика и т.п.).


Рис. 2.10. Характер связей партнеров в интрапренерстве

Формы существования интрапренерства приводятся на рис. 2.11.
Способ организации взаимосвязи и взаимодействия базового производства и предпринимательской структуры должен соответствовать целям интрапренерства, значимости и характеру участия базового предприятия в их создании и обеспечивать интересы партнеров по интрапренерству: предприятия и предприниматели .


Практически любой предприниматель, задумав создание собственного дела, осуществляет следующие этапы этого непростого решения:

· Возникновение и обоснование идей о занятии определенным видом предпринимательской деятельности;

· Постановка ближайших и перспективных целей для осуществления своей предпринимательской идеи;

· Формирование конкретного решения об открытии своего дела в определенной организационно-правовой форме;

· Подбор квалифицированных и надежных соучредителей нового дела;

· Определение финансовых источников, необходимых для ведения предпринимательской деятельности на первом этапе функционирования организации;

· Разработка необходимых (в зависимости от организационно-правовой формы) учредительных документов;

· Проведение комплекса организационно-правовых мероприятий по созданию собственного дела: проведения первого собрания учредителей, выбор фирменного наименования, подбор квалифицированных сотрудников, изготовление печати, штампов, выбор товарного знака и др.;

· Разработка обоснованного бизнес- плана;

· Государственная регистрация фирмы в установленном порядке;

· Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения фирмы (месту жительства индивидуального предпринимателя;

· Открытие в установленном порядке в любом банке расчетных (текущих) и других счетов;

· Заключение договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов, комплектующих изделий и других факторов производства, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности;

· Получение в соответствии с законодательством разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;

· Проведение глубоких маркетинговых исследований рынка, выбор способов передвижения товаров на рынок, определение путей сбыта продукции потребителям, определение методов формирования цен на продукцию или услуги;

· Заключение договоров поставки, купли-продажи товаров (услуг) с потребителями;

Решающий этап создания собственного дела – это обоснование предпринимательских идей, поскольку именно на этом этапе выявляется экономический интерес (мотивы) предпринимателей в осуществлении конкретных видов деятельности (конкретных товаров, работ, услуг, информации, технологий и др.), но главное – идея должна быть реализована в те результаты, которые будут признаны рынком. Идея должна базироваться на простом и важнейшем рыночном принципе: найти потребность и удовлетворить ее. Сначала поиск неудовлетворительной потребности, а затем – организация процесса ее удовлетворению.

Идея материализуется в целях предпринимательства: удовлетворение потребностей для систематического получения прибыли. На этом этапе создания собственного дела целесообразно соизмерить возможности реализации идеи, которые формируются в стратегических и тактических целях, опосредствуются количественными расчетами, определенной системой показателей функционирования предприятия, а также оценкой всех условий и возможностей предпринимателя.

Важным этапом создания собственного дела является этап решения вопросов о финансовых возможностях предпринимателя, которые необходимы при формировании уставного (складочного) капитала, т.е. решения вопроса, где взять денежные средства, необходимые для создания собственного предприятия, а значит, для приобретения сырья, материалов, энергии, топлива, найма рабочей силы и других факторов производства. Источниками средств могут быть собственные накопления, средства, взятые в долг у родственников, знакомых, полученные ссуды в банках, у будущих потребителей, или средства, полученные от выпуска в реализации ценных бумаг, а также помощь государственных органов, занимающихся поддержкой предпринимательства.

На этом этапе изыскиваются возможности приобретения или взятия в аренду недвижимости, получения необходимой информации, использования новых технологий и др.

Определяются на этом этапе конкретные цели по созданию всех необходимых условий функционирования фирмы и получения прибыли.

Но на предыдущих стадиях предприниматель (совместно с партнерами) должен принять решение о выборе организационно-правовой формы предпринимательской деятельности исходя из предполагаемых целей, финансово-экономических возможностей, опыта, знаний и других факторов. На выбор организационно-правовой формы предпринимательства в немалой степени влияют внешние факторы: политическая стабильность (если ее нет, предприниматель не будет заинтересован разрабатывать и реализовывать долгосрочные проекты), макроэкономические процессы и структурная перестройка экономики, экономические кризисы и инфляция, государственная поддержка и регулирование предпринимательской деятельности, состояние рынка и другие факторы, которые необходимо учитывать при создании собственного дела и выборе предмета деятельности.

Тема 4. Порядок создания предпринимательских структур1.
2.
3.
Как открыть свое дело.
Учредительные документы.
Порядок регистрации
предпринимательской
деятельности.

Как открыть свое дело. Этапы:

1.
2.
3.
Обоснование предпринимательских идей
(выявление экономического интереса и
мотивов будущей предпринимательской
деятельности)
Определение состава учредителей и
организационно-правовой формы будущей
организации.
Разработка наименования коммерческой
организации. Юридическое лицо должно
иметь свое наименование, в котором
обязательно указывается его
организационно-правовая форма.

Предпринимательская идея - основа любого
делового начинания.
План стратегии бизнеса включает:
1. Выбор сферы бизнеса;
2. Концепцию бизнеса;
3. Выбор целей бизнеса;
4. Стратегию деятельности;
5. Основные стадии организации бизнеса;
6. Размещение предприятия.

Выбор сферы бизнеса.

Сфера деятельности определяется
предпринимателем по своему усмотрению.
Прежде всего, оцениваются способности,
знания, умения, устремления (90 %
предпринимателей начинают свое дело в знакомой сфере
деятельности).
Следует принять во внимание правовые
и экономические барьеры для развития
различных видов бизнеса. Конкретные виды
деятельности могут осуществляться только на
основании специального разрешения(лицензии).

Концепция(миссия, линия деятельности) бизнеса характеризует идеологию формирования и развития предприятия.

формулирование целей бизнеса;
выработку стратегии деятельности;
выбор средств практического достижения
поставленных целей.
Концепция бизнеса обусловливается
определенными факторами:
кругом удовлетворяемых потребностей;
совокупностью потребителей;
выпускаемой продукцией;
конкурентными преимуществами фирмы.

При определении целей обычно возникают вопросы:

какие выбрать и в какой
последовательности их расставить;
насколько они актуальны;
как оцениваются возможности их
достижения.

При выборе стратегии должны быть учтены следующие факторы:

сильные стороны отрасли;
сильные стороны фирмы;
цели фирмы;
финансовые ресурсы фирмы;
квалификация работников;
степень зависимости от внешней среды;
временной фактор.

Организация бизнеса включает ряд стадий:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Поиск и формулирование новой идеи;
Всесторонняя ее оценка;
Поиск «ниши» рынка;
Разработка бизнес-плана;
Формулирование концепции деятельности;
Выработка стратегии деятельности;
Привлечение необходимых ресурсов;
Реализация проекта;
Организация и управление предприятием.

Размещение фирмы

а) для торгового
предприятия (магазина):
б) для производства:
близость к шоссейным
транспортные потоки;
дорогам;
пешеходные потоки;
наличие складских
помещений;
близость к остановкам
общественного транспорта;
приближенность к
поставщикам;
наличие стоянки для
автомашин;
наличие трудовых
ресурсов;
"приметность" места;
возможность обустройства условия аренды
входов и выходов, подъездных помещения или стоимость
участка земли
путей;
условия аренды и стоимость
участка;

Общий порядок действий по организации работы предприятия: 1. Постановка задач и определение плана действий; 2. Распределение

обязанностей;
3. Координация действий, налаживание
производства;
4. Организация производства и сбыта продукции;
5. Разработка системы оплаты и стимулирования
труда;
6. Контроль выполнения задач, оценка
результатов, выявление недостатков;
7. Обеспечение обратных связей и
корректировка действий.

Оформление учредительных документов:

Устав - свод норм и правил, включающий такие разделы:
Общие положения
Цели и предмет деятельности
Характеризует материально-техническую базу и
средства предприятия
Органы управления и контроля
Описывает производственную, финансовохозяйственную деятельность предприятия
Предусматривает условия реорганизации и
прекращения деятельности создаваемой организации

Учредительный договор - соглашение двух и более сторон, закрепляющее:

Юридический статус создаваемого
предприятия
Фиксирует уставный капитал и
порядок его формирования
Устанавливает порядок
распределения доходов,
обязанности сторон

Государственная регистрация

Документы, необходимые для регистрации:
Заявление о государственной регистрации
по утвержденной форме (согласованное
название)
Решение о создании юридического лица
(например протокол собрания учредителей
и.т.п.)
Учредительные документы юридического
лица
Документ об уплате государственной
пошлины

Процесс государственной регистрации не
должен занимать более 5 рабочих дней дня
предоставления документов.
Данные о вновь созданном юридическом лице
вносят в государственный реестр, после чего
выдается Свидетельство о регистрации.
Для отдельных видов предпринимательства
требуется особый государственный контроль,
тогда необходимо получить лицензию специальное разрешение на осуществление
определенного виды деятельности при
обязательном соблюдении требований и
условий.

Этап 1. Выбор организационно-правовой формы предпринимательства .

Наиболее популярными организационно-правовыми формами юридических лиц сегодня являются унитарное предприятие (УП), общество с ограниченной ответственностью (ООО) и общество с дополнительной ответственностью (ОДО). При выборе между ними можно руководствоваться следующими критериями:

1) Количество лиц, намеренных зарегистрировать юридическое лицо. Если планируется открывать юридическое лицо без партнеров, то выбор один - унитарное предприятие. Если же число учредителей будет два и более, то регистрируется ООО или ОДО;

2) Юридический адрес. ООО или ОДО должно иметь под юридический адрес помещение, которое принадлежит ему либо на праве собственности, либо на праве аренды. То же требование предъявляется и к УП, но при этом собственник имущества УП при определенных условиях вправе зарегистрировать юридическое лицо и по месту жительства. А условия эти таковы:

Или жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности). В таком случае УП регистрируется в этом помещении с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;

Или он постоянно проживает в жилом помещении (кроме жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации (домовой книге). В этом случае для регистрации юр. лица понадобится согласие собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).

Законодательство прямо запрещает производственную деятельность (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением УП, без перевода этого помещения в нежилое.

3) Наличие в штате бухгалтера. Директор УП может вести бухучет и составлять отчетность лично, не принимая в штат бухгалтера. В иных юридических лицах бухгалтер обязательно должен быть в штате, за исключением случаев, когда ведение бухучета поручено специализированной организации или ИП;

4) Выход из состава учредителей. Если учредитель ООО или ОДО захочет выйти из состава учредителей, он может продать свою долю в уставном фонде другому учредителю либо третьему лицу. Если же учредитель УП решит прекратить свой бизнес, продав его кому-либо, то он не сможет это сделать простой куплей-продажей доли, поскольку является собственником всего имущества УП. В этом случае он столкнется со сложной и достаточно дорогой процедурой продажи предприятия как имущественного комплекса.



Этап 2. Подготовка учредительных документов

Решение о создании УП оформляется решением учредителя, а ООО и ОДО - протоколом собрания учредителей и протоколом учредительного собрания. Данные документы в исполком представлять не надо. Тем не менее, они понадобятся при открытии временного счета, если вы будете формировать уставный фонд деньгами.

При создании юридического лица оформляются следующие учредительные документы:

При создании УП - устав, который утверждается решением учредителя о создании УП;

При создании ООО или ОДО - учредительный договор и устав, который утверждается протоколом учредительного собрания.

Этап 3. Согласование наименования юридического лица

До подачи документов в исполком учредителям необходимо согласовать наименование юридического лица. Эта процедура регулируется Положением о порядке согласования наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Совмина от 05.02.2009 № 154, и конкретизируется постановлением Минюста от 05.03.2009 № 20 «О согласовании наименований юридических лиц».

Согласовать наименование может учредитель юридического лица либо иное лицо по доверенности. Для этого ему необходимо подать в Мингорисполком или облисполком заявление (бланк заявления можно взять в исполкоме либо на сайте www.minsk.gov.by) и доверенность. Причем эти документы можно не только подать лично (тогда понадобится документ, удостоверяющий личность), но и отправить по почте. При личном обращении наименование согласуют в этот же день, а если заявление поступит в исполком по почте - в течение 2 дней. После этого вам выдадут справку о согласовании наименования юридического лица. Ее дату и номер нужно будет указать в заявлении о государственной регистрации. Использовать согласованное наименование для регистрации юридического лица нужно в течение 3 месяцев (на такой срок согласованное наименование резервируется за заявителем).



Этап 4. Выбор юридического адреса

В Положении о регистрации сказано, что учредители юридического лица должны определить предполагаемое место его размещения. Указание на «предполагаемое» место расположения наталкивает на мысль, что в заявлении о государственной регистрации можно указать любой адрес, зарегистрироваться по нему, потом найти постоянный офис, заключить договор аренды и уведомить исполком о смене местонахождения. К тому же документы, подтверждающие юридический адрес, в исполком не представляются.

Этап 5. Формирование уставного фонда (УФ)

Требование о соблюдении минимальных размеров УФ отменено (минимальные размеры УФ остались только для ЗАО - 100 БВ, ОАО - 400 БВ и юридических лиц с иностранными инвестициями - не менее 20 000 долл. США).

Таким образом, учредители могут определить любой размер УФ. Однако целесообразно формировать его в совсем уж небольшом размере. Сразу после регистрации юридическое лицо сталкивается с вопросами арендной платы, закупки товаров, выплаты зарплаты работникам и т.д. А поскольку деятельность только начинается и прибыли может пока не быть, именно УФ и можно использовать для этих целей.

При формировании УФ за счет денег учредитель (ООО и ОДО - уполномоченный другими учредителями) должен открыть в одном из банков Беларуси временный счет, на который будут вноситься денежные вклады (согласно Инструкции о порядке открытия и закрытия банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских счетов, утвержденной постановлением Правления Нацбанка от 20.06.2007 № 127). Позже, когда будет открыт расчетный счет, нужно будет временный счет закрыть и распорядиться перечислить деньги на расчетный счет. При формировании УФ в неденежной форме до подачи документов в исполком необходимо провести оценку стоимости неденежного вклада.

Этап 6. Подача документов в исполком

Юридические лица регистрируются по месту их нахождения. Полномочиями по государственной регистрации юридических лиц наделены облисполкомы и Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Минский, Могилевский горисполкомы. При этом облисполкомы делегировали часть полномочий гор- и райисполкомам (в Минске - администрациям районов). Правдивость указанных в заявлении о государственной регистрации сведений никто не проверяет, но если указать ложные, то впоследствии можно лишиться бизнеса.

Сотрудник исполкома, приняв документы, в этот же день:

Поставит на уставе юридического лица штамп, свидетельствующий о проведении госрегистрации, выдаст один экземпляр устава и внесет в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР) запись о госрегистрации. Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на уставе и внесения сведений в ЕГР;

Представит в Минюст необходимые сведения о юридическом лице для включения их в ЕГР.

Не позднее следующего рабочего дня выдадут свидетельство о госрегистрации и в течение 5 рабочих дней - документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах госстатистики, ФСЗН, Белгосстрахе.

УНП совпадает с регистрационным номером. Если в течение 5 рабочих дней, пока ожидаются документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, понадобится где-либо указать УНП, он совпадает с регистрационным номером, указанным в свидетельстве о государственной регистрации юридического лица.

А вот ОКПО (общестатистический код предприятий и организаций, присваивается при постановке на учет в органах статистики) ничему не соответствует.

Этап 7. Изготовление печати

Наличие у юридического лица устава со штампом, свидетельствующим о госрегистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в штемпельно-граверные организации. Специальные разрешения на изготовление печатей (штампов) сейчас не нужны.

Вместе с проштампованным оригиналом устава (на практике могут потребоваться еще и копии титульного и первого листов) изготовителю печати нужно представить:

Заявление, подписанное руководителем юридического лица, с указанием основания обращения (регистрация юридического лица);

Эскизы печатей (штампов) в одном экземпляре, подписанные руководителем юридического лица;

Документ, подтверждающий право на товарный знак (знак обслуживания) в случае размещения в печати товарного знака (знака обслуживания).

Печать изготовят в течение нескольких дней.

Этап 8. Открытие расчетного счета

Декрет № 1 предусматривает упрощенный порядок открытия текущих (расчетных) счетов субъектов хозяйствования. Так, для открытия счета в банк представляются:

Заявление на открытие текущего (расчетного) счета;

Копия (без нотариального засвидетельствования) устава, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении госрегистрации;

Карточка с образцами подписей должностных лиц юрлица, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати. Причем подлинность подписей и оттиска печати на карточках с их образцами заверять нотариально теперь не нужно - их заверит сотрудник банка.

Положение о регистрации уже не требует получать удостоверение руководителя коммерческой организации. Сейчас документами, подтверждающими полномочия руководителя, могут быть приказ, контракт, решение учредителя (для УП), протокол общего собрания участников (для ООО и ОДО).

Этап 9. Обращение в ИМНС, ФСЗН и Белгосстрах

Получив в исполкоме документы, нужно самостоятельно обратиться в ИМНС, ФСЗН и Белгосстрах, чтобы здесь оформили ваше дело. Кроме того, руководитель организации должен пройти обучение по охране труда (статья 19 Закона от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»). Уточнить, где проводится такое обучение, можно в исполкоме, здесь же после учебы соответствующая комиссия проверит полученные знания.

Этап 10. Оформление приказа на директора ЧУП

Директор вступает в должность в соответствии с уставом ЧУП, в котором определено, что сам учредитель является и директором (эта норма вносится в устав на основании соответствующих положений решения учредителя). На основании этой нормы устава создается приказ о вступлении в должность директора

4.1. Прекращение предпринимательской деятельности и реорганизация юридического лица

Прекращение деятельности может быть произведено двумя порядками: путём реорганизации и ликвидации.

Реорганизация – это процесс существенного изменения его структуры или организационно правовой формы.

При этом права и обязанности юридического лица, прекратившего свою деятельность, переходят к вновь образованным

При ликвидации – все права и обязанности прекращаются.

В гражданском кодексе прописаны способы реорганизации (статья 53). К их числу относится разделение, выделение, присоединение, слияние и преобразование. Разделение и выделение происходят на основании разделительного баланса.

Присоединение, слияние и преобразование – происходит на основании передаточного пакта.

преобразование – изменение вида юридического лица;

слияние нескольких юридических лиц с образованием нового;

присоединение юридического лица к другому;

разделение на несколько новых предприятий;

выделение нового юридического лица из остающихся.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. Как правило реорганизация происходит по решению участников юридических лиц, то есть на добровольной основе, иногда встречается принудительная реорганизация - это по решению уполномоченных органов или суда.

Ликвидация юридического лица может быть произведена как добровольно так и принудительно. Порядок ликвидации регулируется положением о ликвидации субъектов хозяйствования.

Добровольная ликвидация может быть:
а) при достижении целей, для которых юридическое лицо было создано;
б) при истечение срока на который организация была создана;
в) при признании судом госудраственной регистрации недействительной;
г) принудительная ликвидация может осуществляться по решению регистрирующего органа либо хозяйственного суда;
д) по решению регистрирующего органа в двух случаях:
1) неосуществление предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд и ненаправления налоговым органам сообщения о причинах неосуществления деятельности;
2) внесение налоговым органом представления о ликвидации организации в связи с признанием задолженности безнадежно долго;
е) по решению хозяйственного суда в случаях:
- экономической несостоятельности юридического лица;
- уменьшение стоимости чистых активов и т.д.

При ликвидации юридического лица создается ликвидационная комиссия, функции которой состоя в следующем:
1. Выявление и оценка имущества ликвидируемого юридического лица;
2. Извещение кредиторов;
3. Распределение имущества среди кредиторов;

В случае ликвидации юридического лица по решению собственника регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документа на ликвидацию направляет уведомление об этом соответствующим органам, которые обязаны предоставить справки о наличие или отсутствие задолженности у юридического лица перед этими органами в течение 30 дней с момента уведомления.

Ликвидация считается завершенной с даты исключения сведений о юридическом лице из единого государственного регистра регистрации юридических лиц и государственных предпринимателей.


Самое обсуждаемое
Наследование содержимого банковского сейфа Как получить по наследству содержимое банковской ячейки Наследование содержимого банковского сейфа Как получить по наследству содержимое банковской ячейки
Бриллиантовая карта в «Летуаль» — какая от неё выгода и как получить? Бриллиантовая карта в «Летуаль» — какая от неё выгода и как получить?
Медалистка из Адыгеи: директор приказал мне закрыть свой рот! Медалистка из Адыгеи: директор приказал мне закрыть свой рот!


top