Меры по преодолению кризиса. Государственные меры по преодолению кризиса

Меры по преодолению кризиса. Государственные меры по преодолению кризиса

В условиях реформирования экономики страны, перевода ее предприятий и организаций на рыночные отношения значительно ухудшилось финансовое положение государственных и негосударственных организаций, появились признаки кризиса финансовой системы РФ.

Признаки кризиса стали появляться с 1992 г., когда было отменено государственное планирование и управление предприятиями, отпущены розничные и оптовые цены, когда стало проводиться внедрение капиталистических организационно-правовых форм хозяйствования. Пик кризиса приходится на август 1998 г.

Признаками кризиса финансовой системы можно считать следующие явления :

1. Наличие с 1991 до 2000 г. ежегодного дефицита государственного бюджета. Бюджетный процесс предполагает сбалансирование государственных расходов и доходов. Однако на практике в 1991-1999 гг. (табл. 19.10) имело место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является бюджетный дефицит. На 2000 г. тоже планировался дефицитный бюджет, однако фактически (по отчету) он стал профицитным. В последующие годы он оставался профицитным что, конечно, тоже нельзя считать экономически оправданным положением (тем более в ситуации, в которой находилась и находится наша страна сейчас).

Причин, способствующих росту дефицита бюджета, много, но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства в различных сферах социально-экономической жизни - на содержание армии и увеличение военных расходов, затраты на содержание возрастающей численности государственного аппарата, в том числе Администрации Президента РФ и др.

Возрастание бюджетных расходов не компенсирует увеличение налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит.

С 1991 по 1995 г. для покрытия бюджетного дефицита в России использовалась в основном эмиссия денег, что послужило

Консолидированный бюджет Российской Федерации в 1990-2007 гг.

(в фактических действующих ценах, млрд руб.)*

Дефицит (-), профицит (+)

Дефицит (-), профицит (+)

толчком к инфляции. С 1995 г. для покрытия дефицита бюджета Правительство РФ стало использовать государственные ценные бумаги (ГКО, КО, ОФЗ) и кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда. Государство стало жить в долг. В 1999 г. на покрытие дефицита федерального бюджета была направлена сумма доходов от государственных драгоценных металлов.

Бюджетный дефицит, будучи следствием несбалансированности государственных финансов, стал причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения.

2. Инфляция - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги. Инфляция ведет к нарушению законов денежного обращения, падению покупательной способности денег. В международной практике принято различать следующие виды инфляции: ползучая -- когда средний темп роста цен составляет 5-10% в год; галопирующая - от 10 до 50% со скачками до 100%; гиперинфляция - рост цен на 100% и выше.

В России за годы реформ цены на товары и услуги возросли в тысячи раз, в том числе на продукты первой жизненной необходимости (хлеб, молоко и молокопродукты, соль и др.), обувь, одежду. Индексы цен за отдельные годы приведены в табл. 19.11.

Индексы цен в секторах экономики России (в разах к предыдущему году)

Таблица 19.11

Показатели

Индекс потребительских цен

Индекс производителей промышленной продукции

Индекс цен на сельскохозяйственную продукцию

Индекс цен в капитальном строительстве

Индекс тарифов на грузовые перевозки

Инфляция оказывает отрицательное влияние на общество в целом. При инфляции значительно ухудшается экономическое положение: падают объемы производства; происходит перелив капитала из производства в торговую спекуляцию, в посреднические операции (где можно получить большую прибыль и легче уклониться от налогообложения), обесцениваются финансовые ресурсы государства.

При инфляции возникает социальная напряженность в обществе в связи с тем, что инфляция перераспределяет национальный доход в ущерб менее обеспеченных слоев общества. Инфляция снижает реальные доходы населения, обесценивает сбережения граждан, ложится тяжелым бременем на социально незащищенные слои населения.

Происходит падение курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной. Так, в 1960-1970 гг. 1 долл. США приравнивался к 0,90 руб. (округленно). В 1997 г. курс доллара достиг уровня 5,56 руб. В декабре 2000 г. Центральный банк РФ установил новый курс доллара США: 1 долл. США был приравнен к 28,16 руб., в июне 2001 г. - к 29,12 руб., в декабре 2003 г. - к 29,45 руб., в сентябре 2006 г. - к 26,78 руб., в декабре 2007 г. - 24,55 руб. и в декабре 2008 г. - 29,38 руб.

3. Рост неплатежей как государства, так и предприятий (организаций). Кризис неплатежей находит свое выражение в просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность - задолженность по расчетам с дебиторами за товары, работы и услуги, задолженность по расчетам с бюджетом, с персоналом по прочим операциям (задолженность работников предприятия по предоставленным им ссудам за счет средств предприятия или банковского кредита), задолженность подотчетных лиц и др.

Дебиторская задолженность предприятий и организаций, по данным Росстата, составляла в 1995 г. 362 млрд деноминированных рублей, в 2000 г. она возросла до 916 млрд руб., а на 1 января 2009 г. она составляла 13 783 млрд руб. Ее распределение по видам экономической деятельности приведено в табл. 19.12.

Кредиторская задолженность - задолженность по расчетам с кредиторами за товары, работы, услуги, в том числе задолженность поставщикам и подрядчикам за полученные материальные ценности, по выданным векселям, задолженность рабочим и служащим по оплате труда, по расчетам с бюджетом и целевыми государственными фондами, по полученным авансам. Частым явлением стала несвоевременная выплата заработной платы рабочим предприятий и работникам бюджетных учреждений (учителям, врачам, работникам культуры, высших и средних образовательных учреждений).

Таблица 19.12

Распределение кредиторской и дебиторской задолженности предприятий и организаций РФ по видам экономической деятельности на конец 2008 г. (%)*

Наименование показателей

Всего

В том числе

Обрабатывающие

производства

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Строительство

Транстпорт и связь

Оптовая и розничная торговля; ремонт автосредств и бытовых изделий

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Кредиторская

задолжен-

Дебиторская

задолжен-

Кредиторская задолженность предприятий и организаций, по данным Росстата, составляла в 1995 г. 483 млрд деноминированных рублей, в 2000 г. она составила 1517 млрд руб., а на 1 января 2009 г. - 13 353 млрд руб. Ее распределение по видам экономической деятельности приведено в табл. 19.12.

4. Внешняя задолженность государства. В 1985 г. внешняя задолженность составляла 23,8 млрд руб., в 1990 г. она увеличилась до 59,8 млрд долл., в 1993 г. - до 80 млрд руб. На конец 2000 г. общий внешний долг Российской Федерации достигал значительных размеров - 150 млрд долл. .

Государственный долг России существенно затрудняет ее выход из затянувшегося экономического кризиса.

Только ежегодная сумма выплаты процентов по внешним кредитам в последнее время составляла 17,5 млрд долл. .

5. Снижение валового внутреннего продукта.

Валовой внутренний продукт характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для потребления, накопления и экспорта.

Валовой национальный продукт в 2000 г. по сравнению с 1990 г. сократился в России более чем в два раза и в 2006 г. еще был ниже уровня 1990 г. (в 2008 г. - лишь 109% к уровню 1990 г.).

Проявление признаков кризиса финансовой системы негативно сказывается на развитии промышленного и сельскохозяйственного производства, жизненном уровне трудящихся.

Основными путями преодоления кризисных и иных негативных явлений в финансовой системе являются:

  • во-первых, необходимо принять решительные меры по обеспечению роста реального сектора экономики на основе задействования научно-технического и интеллектуального потенциала страны;
  • во-вторых, добиваться эффективного использования бюджетных средств, сокращения непроизводительных расходов, в том числе на содержание административно-управленческого аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента РФ), увеличения доходной части бюджета за счет упорядочения налоговой системы, уменьшения количества налогов и увеличения собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Упорядочение налоговой системы должно быть направлено на создание благоприятных условий для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства;
  • в-третьих, следует добиться укрепления денежного обращения в стране. С этой целью Правительство РФ должно выработать реальную антиинфляционную политику. В комплексе мер следует предусмотреть контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста. Определяющее значение в борьбе с инфляцией имеет, конечно, рост выпуска товаров с учетом спроса населения;
  • в-четвертых, следует добиться укрепления финансовой дисциплины, упорядочения расчетов между предприятиями. Необходимо навести порядок в банковской системе.

Необходимо добиться рентабельной работы предприятий промышленности и сельского хозяйства. Рентабельность предприятий характеризует эффективность их деятельности, что является необходимым условием рыночных отношений. Пока же убыточные предприятия составляют довольно большой удельный вес. По данным Росстата, удельный вес убыточных предприятий в 1995 г. составил 36%. На конец 2000 г. в стране убыточных предприятий и организаций было 40,8%, в том числе в промышленности - 39,1%, сельском хозяйстве - 52,7%, на транспорте - 47%; на 01.01.2004 г., соответственно: 43%, 44,5%, 52,8% и 49%; на 01.01.2009 г., хотя их количество и сократилось, однако составило, соответственно: 25,2%, 25,8%, 20,9%, 32,6%;

В-пятых, устранению кризисных явлений в финансовой системе будет способствовать своевременная выплата внешних долгов.

Одна из важных задач - добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта отечественного сырья и продукции, выработанной в России, которая, по сообщениям зарубежной печати, составляет от 15 до 20 млрд долл, ежегодно.

В целом, безусловно, преодоление кризисных явлений в финансовой системе может быть достигнуто на основе роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Для решения этой глобальной проблемы необходимы, как справедливо указывают ученые Академии наук России, корректировка курса экономического развития страны, разработка плана восстановления народного хозяйства и дальнейшего развития на инновационно-инвестиционной основе.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы сущность интеграционных процессов и структура мирового хозяйства?
  • 2. Каковы формы международных экономических отношений между субъектами мирового хозяйства?
  • 3. В чем заключается роль финансов в развитии международной торговли?
  • 4. Какие страны СНГ имеют наибольший удельный вес во внешнеторговом обороте с Россией?
  • 5. Каковы основные формы вывоза капитала за рубеж?
  • 6. В чем заключается сущность международных валютных отношений?
  • 7. Какая валюта называется свободно конвертируемой валютой?
  • 8. Кто устанавливает курс валют в стране?
  • 9. Какова динамика курса доллара и рубля?
  • 10. Назовите денежную единицу стран Европейского сообщества.
  • 11. Какие наиболее крупные кредитно-финансовые организации функционируют в современном мире?
  • 12. В чем заключается роль Международного валютного фонда?
  • 13. В чем заключается роль Международного банка реконструкции и развития?
  • 14. Что понимается под платежным балансом?
  • 1992, 1993, 1994 гг. - в трлн руб. По данным Минфина РФ в IV кв-ле 2008 г. негосударственномусектору предстоит на погашение внешних долгов отдать минимум 50 млрддолл. И в начале 2009 г. предстоит выделить около 20 млрд долл. (Российская газета. 2008. 6 октября).

Для того, чтобы кризис лесного сектора не принял масштабы катастрофы, необходимо принятие чрезвычайных мер, основанных на реальном понимании причин и механизмов возникновения кризиса.

К числу первоочередных чрезвычайных мер, необходимых для сбережения лесов и стабилизации социально-экономического положения в лесном секторе России, относятся следующие.

1. Восстановление государственной лесной охраны, имеющей статус самостоятельной федеральной службы, организационно и финансово независимой от органов управления лесами и организаций, осуществляющих использование лесов, имеющей штатную численность не менее двадцати тысяч человек. Для обеспечения функционирования государственной лесной охраны необходимо внесение соответствующих изменений в Лесной кодекс Российской федерации и другие законодательные акты Российской Федерации.

2. Принятие чрезвычайных мер по подготовке к сезону лесных пожаров. В частности, необходим безусловный запрет на проведение травяных палов на прилегающих к лесам землях, формирование дополнительного резерва средств на борьбу с лесными пожарами, организация противопожарного обустройства лесов в порядке "общественных работ" (финансируемых в качестве антикризисной меры социальной поддержки населения), формирование и поддержка групп добровольцев, занимающихся противопожарным обустройством лесов и борьбой с лесными пожарами.

3. Инвентаризация основных нормативно-правовых актов лесного хозяйства на предмет наличия в них невыполнимых, противоречивых и двусмысленных положений, препятствующих развитию эффективного лесного хозяйства или способствующих росту коррупционной нагрузки на лесной бизнес, и исправление этих положений. Для выполнения этой работы необходимо привлечение наиболее квалифицированных представителей лесного бизнеса (в особенности малого), органов управления лесами в субъектах РФ, общественных организаций.

Следует особо отметить, что исправление наиболее грубых ошибок в важнейших нормативно-правовых актах лесного хозяйства не отменяет необходимость полной переделки всего нового лесного законодательства.



4. Полный анализ новых договоров аренды лесных участков (приведенных в соответствие с новым Лесным кодексом или заключенных после его введения) на предмет наличия в них положений, препятствующих развитию эффективного лесного хозяйства и лесопользования или способных привести к увеличению коррупционной нагрузки на лесной бизнес. В частности, должны быть исключены все неустойки, применение которых не способствует повышению качества лесоуправления или способствует росту коррупции, а также положения, возлагающие на арендаторов обязанности, закрепленные действующим законодательством за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Полный анализ договоров аренды, действовавших на 1 января 2007 года, но не приведенных в соответствие с новым Лесным кодексом и не прошедших государственную регистрацию, с выявлением причин и виновных того, что договора не были приведены в соответствие и не зарегистрированы. В случае выявления договоров, не приведенных в соответствие или не прошедших регистрацию по вине органов управления лесами субъектов Российской Федерации или из-за ошибок в новом лесном законодательстве, выработка незамедлительных мер по обеспечению выживания соответствующих лесных предприятий, переоформлению и регистрации договоров. Для договоров аренды, не приведенных в соответствие по вине арендаторов - выработка ясного и основанного на нормах законодательства порядка расторжения договоров.

6. Исключение монополистической деятельности в области лесного планирования и лесоустройства и необоснованных ограничений доступа заинтересованных лиц к материалам лесного планирования. В первую очередь это подразумевает размещение всех без исключения утвержденных лесных планов и лесохозяйственных регламентов в свободном доступе в сети Интернет, обеспечение доступа независимых разработчиков плановой документации (проектов освоения лесов) к лесоустроительным базам данных по минимальным государственным расценкам, организация жесткого контроля за проведением государственной экспертизы проектов освоения лесов в субъектах РФ (с массовой проверкой обоснованности заключений). Необходимо также исключение дискриминационных мер по отношению к малому бизнесу.

7. Незамедлительное решение проблемы задержки субвенций на осуществление полномочий в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также возникших в связи с этой проблемой задержек зарплат работникам органов управления лесами субъектов РФ и несвоевременного размещения заказов на работы по охране, защите и воспроизводству лесов.

8. Выделение дополнительных средств на ведение лесного хозяйства (лесовосстановление, уход за лесами, противопожарное обустройство лесов) и создание соответствующих рабочих мест в лесных деревнях и поселках, в том числе в форме общественных работ, в лесах как переданных в аренду, так и не переданных. Минимальный объем дополнительного (сверх субвенций, предусмотренных законом о федеральном бюджете) финансирования на эти цели, необходимый для стабилизации социально-экономической ситуации в лесных деревнях и поселках России при условии, что все выделенные средства будут израсходованы именно на создание рабочих мест в лесном хозяйстве, можно оценить в 50 млрд рублей на последные десять месяцев 2009 года. Без дополнительного финансирования лесного хозяйства из федерального бюджета стабилизация социально-экономической ситуации в лесных деревнях и поселках представляется невозможной.

Для выработки полного перечня мер по минимизации неблагоприятных социально-экономических и экологических последствий кризиса российского лесного сектора и формированию программы действий по выходу из кризиса необходимо организовать постоянно действующую рабочую группу экспертов, представляющих основных участников отношений (федеральные и региональные органы государственной власти, крупный и малый лесной бизнес, лесную науку, общественные организации). Группа должна быть представлена по принципу профессионализма, включать в себя наиболее известных в профессиональном сообществе специалистов-практиков, независимо от их положения в иерархии органов управления лесами и степени лояльности руководству 12 .

МЕРЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НЕЛЕГАЛЬНЫХ РУБОК И ЭКСПОРТА ЛЕСА Усилия правительства и администраций

Администрации Приморского и Хабаровского краев начиная с 1998 года предприняли целую серию попыток по преодолению криминального разгула в лесах. В их числе были и многократные попытки побудить правительство России изменить действующее законодательство для ограничения экспорта круглого леса, увеличения лесных податей при заготовке ценных пород, ограничения экспорта в соответствии с лимитами лесосечного фонда.

Георгий Марков, заместитель председателя департамента лесной промышленности администрации Хабаровского края (ноябрь 1998 г.) :

"Федеральная служба леса пытается ограничить нелегальные рубки и экспорт ясеня путем повышения лесной подати. Но это очевидно приведет к банкротству базовых заготовителей, пытающихся работать легально, платить все налоги и содержать социальную инфраструктуру лесных поселков. В то же время, эта мера никак не коснется мелких заготовителей, работающих нелегально за наличные доллары, без документов или по поддельным документам. Запрет на экспорт круглого леса представляется гораздо более эффективной мерой. Северо-восточный Китай создал на нашем ясене перерабатывающие мощности до 200 тысяч кубометров в год. И если мы введем запрет на экспорт круглого леса, экспортеры будут вынуждены оставить древесину на Дальнем Востоке для переработки, создавая рабочие места для местных жителей и увеличивая налоговые поступления в местные бюджеты. Главная задача - заставить таможенную службу принять такой запрет. Сейчас мы пытаемся сделать это через правительство, хотя сопротивление очевидно: таможня получает слишком много доходов от круглого леса, и не хочет их терять.

В то же время Дальневосточное таможенное управление поддерживает инициативу приморцев о введении 10-дневного моратория на экспорт леса от момента подачи декларации: это даст возможность проверить всю цепочку перепродавцов. В содружестве с Приморской администрацией и таможенниками мы пытаемся создать свои правила торговли лесом, в которых ясень будет представлен отдельной строкой. Таможни должны пойти навстречу местным администрациям и разрешать вывоз ясеня только после подтверждения легальности его заготовки. Сегодня они этого не делают. Мы находимся в лучшем положении, чем приморцы, поскольку у нас есть отлаженная система контроля по основным пунктам. Мы договорились с таможнями, что в декларации указывается пункт вывоза. Кроме того, количество пунктов перепродажи и сортировки должно быть строго ограничено в обоих краях..Железнодорожники тоже должны пропускать ясень только в специальные экспортные пункты. Нужна сертификация экспортеров ясеня. Сейчас мы ждем решения правительства на эту тему. Это важно, учитывая, что только в Хабаровском крае мы имеем 300 заготовителей и 67 экспортеров".

К обязательной сертфикации, но не экспортеров, а лесозаготовительных операций, что представляется более разумным, Приморское управление лесами только приступило в 2000 году по указанию Федеральной службы леса.. Ранее, пытаясь создать препятствия на пути нелегально заготовленной древесины к экспортным пунктам, администрации и управления лесами обоих краев предприняли серию важных шагов, включая постановление Правительства по упорядочению экспортных поставок древесины ценных твердолиственных пород (№ 163 от 13 апреля 1998 г.). Были созданы дорожные милицейские посты, введены транспортные талоны (в Хабаровском крае) и сертификаты (в Приморье) для контроля перепродавцов. Была разработана специальная технологическая схема по таможенному оформлению экспорта с учетом данных лесобилета и сертификата. Хотя милицейские посты вскоре превратились в пункты нелегальных поборов, а сертификаты стали предметом массовой купли-продажи и подделки, временную отдачу от такой меры ощутили все: в 1998 году криминальный поток ясеня и дуба и число "самоволок" начали убавляться. Этот процесс, по официальным данным, стал особенно устойчивым в 1999 году, когда экспорт твердолиственных пород упал еще более чем на 30 %, хотя уровень официально или неофициально легализованной древесины в этом объеме продолжает оставаться неопределенным и, по многим оценкам, попрежнему высоким.

Комиссией по лесопользованию Хабаровского края приняты в последнее время следующие меры:

Введена обязательная квартальная отчетность экспортеров с перечнем показателей для представления в "Хабаровскглавлес"; главными показателями при оценке деятельности экспортеров решено считать соответствие средней цены реализации с утвержденными Комиссией минимальными ценами и уплату налоговых платежей с доходов; запрещена поставка на экспорт "комбинированного" пиловочника; решено провести комплексную проверку деятельности 15 предприятий-экспортеров, в числе которых ЗАО "Форест-Старма", ООО "Крона-Пасифик", "Керби-Трейдинг", "Амурсиблес", "Кордаит-лес", "Лесной комплекс", "Флора".

Одна из проблем, которую пока невозможно решить на уровне региона - отсутствие страха у нелегальных заготовителей и перепродавцов. Уголовный кодекс, под который подпадает торговля незаконным лесом, пасует перед системой доказательств, которую нужно представить для вынесения наказания. Лесной кодекс и природоохранное законодательство и вовсе предусматривают смехотворно низкие штрафы за незаконную порубку, многократно перекрываемые криминальным доходом от продажи того же леса. Поэтому главной проблемой для самовольщиков становится потеря древесины при конфискации или потеря денег на взятки контролирующим чиновникам. Проще говоря, криминалитет теряет там, где он вынужден делиться с властью. Именно по этим причинам, как считают местные наблюдатели, под давлением недовольных хозяев черного лесного рынка главный милицейский пост на транс-Сихотэ-Алинской дороге Дальнереченск-Пластун был закрыт сначала на зимние месяцы, период наиболее активной вывозки леса, а затем (в 1999 году) и вовсе снят. В конце концов система, при которой на нелегальной порубке все равно кто-то наживается, пришла к своему совершенству: наживаться начали властные и контролирующие структуры районного уровня. Постановление приморского губернатора от 29 декабря 1999 года № 590 узаконило "Временный порядок изъятия, учета, хранения и реализации лесных ресурсов, добытых с нарушением лесного законодательства": 30 % дохода от украденной у него древесины получает лесхоз, 30 % - районная милиция и 40 % - муниципальный бюджет. Те, кто должен по закону охранять лес от незаконных посягательств, отныне - на законном основании - впрямую и сильно заинтересованы в том, чтобы таких посягательств было как можно больше.

Несколько лет назад в системе органов внутренних дел были созданы отделы и Управления по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) и с организованной преступностью (УБОП).Перед ними ставилась задача найти выход из тупика, разорвав цепь зависимости и заинтересованности местных органов в самовольных рубках. Однако и эти краевые структуры, по многим свидетельствам не связанные с местным криминалом, не смогли добиться многого, столкнувшись с пороками законодательства. Весьма сложным, не в пример криминальным структурам, оказалось и отладить их оперативное взаимодействие с другими органами краевого и районного уровня, преодолеть между ними взаимное недоверие, амбиции и разницу в целях. В сущности, создание новых структур, инициатив и моделей, направленных на пресечение лесного криминала, только добавляет количество криминальных лазеек и моделей на разных этапах процесса. Это показывает и мировой опыт: ни одна, самая тоталитарная система не способна выстоять перед натиском рынка. Тем более, если свобода предпринимательства, как это случилось в новой России, оказывается почти единственным законным правом, на защите которого стоит государство, невзирая на то, что мелкий лесной бизнес при столь сильном китайском влиянии в принципе не может быть легальным.

Валерий Алпатов, директор фирмы АВФ, Красноармейский район Приморья (февраль 2000 г.).

"Я три года занимался секвестрованной древесиной, то есть ворованной, и знаю весь механизм, от пенька до таможни. Красноармейский район был основоположником нелегальных рубок. Привлекает он криминальные структуры количеством и доступностью древесины твердолиственных пород. Но сегодня у этого явления появился новый аспект - рубка леса как воровство в законе. Об этом надо наконец сказать, хотя лучше было бы говорить об этом 10 лет назад. Теперь этот "опыт" Красноармейского района пошел на юг Приморья, в Хабаровский край. Я знаю, что сейчас в районе работает около 30 бригад, занятых тайной рубкой леса. Это стабильные бригады, о которых знают руководители района, лесхозы, органы внутренних дел. Они более-менее регулярно ловятся, но ловятся водители, и никогда - заказчики таких рубок..

Эти дикие бригады прекрасно оснащены техникой. Если взять количество автокранов на душу населения, то в нашем районе этой крановой техники больше всех. Идет регистрация через ГАИ-ГИБДД официально, причем понятно для каких целей: строймонтажа в районе нет, грузоперевозок нет. Просто от этого явления все уходят. Что греха таить: весь район сегодня кормится лесом. И связь криминальных структур Красноармейского района и Дальнереченска, где формируются экспортные партии на Китай, она очень сильна.

Введение транспортного сертификата только сделало систему воровства более монопольной и отлаженной. Если раньше было 300-400 поставщиков, то сегодня осталось 90 или 50 - те, кто имеет доступ к сертификату. Имея расчетную лесосеку, сейчас мало кто заходит в лес сам. Он тут же продает документы другому. А в лесу порой на том месте, куда выписан лесобилет, лес давно украден.И арендаторы часто становятся расхитителями собственного арендованного леса, переводя его из легальной заготовки в криминальную."

В последнее время в регионе проявляется новая опасная тенденция в процессе принятия решений в сфере лесопользования. Окрепшие руководители лесопромышленных компаний, готовые к наращиванию объемов заготовки и освоению новых лесных массивов оказывают открытое давление на территориальное руководство, заставляя высокопоставленных чиновников игнорировать ранее ими же принятые природоохранные решения и сдавать в рубки перспективные для охраны участки. Так случилось с кварталами будущих национальных парков "Удэгейская Легенда" и Верхне-Уссурийского в Приморье, едва не был выставлен на аукцион участок, зарезервированный под будущий Южно-Приморский природный парк. Бизнесмены открыто козыряют своей готовностью вносить деньги в бюджет от примитивной торговли сырьем, что для многих чиновников, слабо образованных экологически, и есть главный довод, позволяющий легко попирать закон.

Как видим, усилия властей по пресечению незаконных лесозаготовок и ограничению криминального лесного рынка встречаются с массой препятствий самого разного характера. Но все они имеют под собой одну социально-психологическую основу - менталитет "дикого Востока", где пренебрежение законами и ограничениями превращается из преступления в некую доблесть. Очевидно также, что кризис экономики и государственности стал невероятно благодатной почвой для такой нравственной трансформации, охватившей все слои общества, от лесорубов, водителей и торговцев до милиционеров, лесников и таможенников, от районных лидеров до московских законодателей. В такой атмосфере нередки ситуации, когда проигнорировать бездумный или бездарный закон в интересах простых людей оказывается действительно более справедливо и разумно, чем так же бездумно его исполнять.

Причины развала системы государственного контроля лесозаготовок и экспорта могут быть представлены в следующей классификации:

Отсутствие эффективного взаимодействия между правительственными структурами (ГТК, Лесная служба и Минторг) и региональными администрациями. Отсутствие публичной общедоступной информации о динамике лесного экспорта и ее соотнесении с лимитами заготовок. Несоответствие лесоустроительной информации современным требованиям и практике лесопользования. Отсутствие запрета на лесозаготовительную деятельность для системы лесхозов. Финансовая зависимость контролирующих органов от штрафов и платежей лесозаготовителей и экспортеров. Сокращение бюджета инспектирующих, право- и природоохранных органов. Возможность регистрации иностранных компаний в России и получения ими заготовительных и экспортных лицензий. Отсутствие ограничений на регистрацию экспортных контрактов в соответствии с лимитами лесосечного фонда территории. Множественность и слабый контроль в лесоэкспортных пунктах. Отсутствие требований на проверку лесозаготовительных документов в правилах таможенного контроля. Недостаточность стимулов к экспорту пиломатериала с одновременным снижением лимитов и объемов заготовок. Отсутствие механизмов, побуждающих экспортеров реинвестировать прибыли от лесного экспорта в лесопромышленный комплекс территории. Сложность контроля конкретных партий леса от лесосеки до экспортного пункта. Отсутствие финансовых и административных стимулов для гарантии исполнения вводимых ограничений на экспорт леса. Отсутствие адекватных мер со стороны стран-импортеров по ограничению импорта леса, заготовленного с нарушениями природоохранных и других законов страны-экспортера. Абсурдность налоговой системы, предполагающей большое количество платежей в разные уровни и на разных стадиях процесса заготовки и экспорта и толкающей заготовителя и экспортера на нелегальные рубки и экспорт. Отсутствие эффективной системы внешнего контроля государственных структур, ответственных за контроль лесозаготовок и экспорта, что приводит к коррупции. Слабость, недостаточная оснащенность и низкий уровень государственного финансирования лесхозовю Низкий уровень штрафов и недостаточная жесткость законодательства по отношению к хищениям лесных ресурсов на корню. Секретность контрактных цен на экспортируемый лес. Усилия общественности

В России существуют богатые традиции гражданского мониторинга и контроля. В 60 - 70-е годы эта работа проводилась Всесоюзным обществом охраны природы (ВООП), в 80-х годах эти функции отошли к правительственной структуре Госкомприроды. Общественный контроль утратил свое значение. Однако в последние годы, с ростом нового экологического движения, общественный контроль за деятельностью правительственных органов и компаний вновь заявил о себе в полный голос. Во многих случаях правительственные структуры охотно принимают и даже инициируют подержку общественности в решении природоохранных задач.

Гражданский контроль является очень серьезной силой в деле пресечения коррупции и других нарушений закона в Сибири и на Дальнем Востоке. Экологические группы по всему региону сегодня активно вовлечены в деятельность по мониторингу лесозаготовок. Они совершают сотни рейдов, самостоятельно или вместе с государственными инспекторами, для выявления нелегальных рубок и пресечения браконьерства. Результаты очень часто становятся темой публикаций в прессе, предметом дальнейшего расследования правоохранительными органами, нередко общественность прямо стимулирует работу не очень активных государственных инспекций. В ряде регионов общественные организации и группы становятся самыми активными помощниками комитетов Госкомэкологии, управлений лесами, природоохранных прокуратур и администраций в деле обеспечения законности в процессе природопользования.

Экологическая группа "Тайга" в Красноармейском районе Приморья не раз на протяжении 11 лет своего существования выдерживала настоящие публичные бои с представителями ведомств - Гидропроекта, Атомэнерго, лесопромышленных компаний за сохранение пока еще нетронутых массивов уникальной уссурийской тайги. Группе приходится в последние годы действовать в условиях особенно жесткого натиска лесопромышленников, в условиях клеветы, дезинформации и публичного шельмования со стороны районной администрации Сегодня уже ни у кого не остается сомнений, что такие инициативы нуждаются во всесторонней поддержке не только международных общественных, но и территориальных государственных органов, заинтересованных в наведении порядка в лесах.

Понятие, формы и виды противодействия расследованию преступлений.

Внутреннее и внешнее противодействие расследованию преступлений.

Современные способы противодействия расследованию преступлений, их признаки.

Меры по преодолению противодействия расследованию преступлений.

Профилактическая деятельность следователя

Понятие, формы и виды профилактической деятельности следователя.

Использование помощи населения и средств массовой информации впрофилактике преступлений.

Раздел 4. Криминалистическая тактика

Тема 18. Общие положения криминалистической тактики

Система криминалистической тактики.

Требования, предъявляемые к тактико-криминалистиче­ским приемам.

Тактическое решение и тактический риск. Тактические и оперативно-тактические операции и комбинации.

Конфликтные и бесконфликтные ситуации.

Тема 19. Тактика следственного осмотра

Понятие и сущность следственного осмотра. Цели осмотра. Его виды.

Общие положения тактики следственного осмотра.

Понятие, сущность, задачи осмотра места происшествия. Методы осмотра.

Этапы и стадии осмотра места происшествия. Работа сле­дователя на каждом из этапов.

Технические средства, применяемые при осмотре.

Использование специалистами поисковой и иной аппаратуры, непосредственное отыскание доказательственной информации.

Поиск запаховых следов человека и микрообъектов.

Фиксация хода и результатов осмотра места происшествия. Требования, предъявляемые к протоколу осмотра места происшествия.

Участие специалистов в фиксации хода и результатов осмотра места происшествия. Упаковка специалистом изымаемых следов и других объектов

Предварительное исследование следов и других объектов.

Тактические особенности других видов осмотра.

Освидетельствование как особый вид следственного осмотра.

Тема 20. Тактика задержания

Понятие и виды задержания лица, подозреваемого в совер­шении преступления.

Подготовка к задержанию.

Тактические приемы задержания.

Обнаружение и фиксация доказательств в ходе задержания.

Тема 21. Тактика допроса и очной ставки

Понятие и виды допроса.

Понятие очной ставки.

Общие положения тактики допроса.

Стадии допроса.

Понятие и значение установления психологического контакта следователя с допрашиваемым.

Подготовка к допросу. Планирование допроса.

Технические средства, используемые при допросе.

Тактические особенности допроса подозреваемых и обвиняемых (допрос в условиях конфликтной ситуации).

Приемы установления виновной осведомленности допрашиваемого, не желающего давать правдивые показания.

Тактические особенности допроса свидетелей и потерпевших (допрос в условиях бесконфликтной ситуации).

Особенности тактики допроса несовершеннолетних.

Фиксация хода и результатов допроса. Требования, предъявляемые к протоколу допроса.

Допрос с применением звукозаписи или видеозаписи.

Участие специалиста при допросе, его роль в фиксации хода и результатов допроса.

Тактика очной ставки.

Меры по преодолению экономического спада 1937–1938 гг

В экономике США в 1937–1938 гг. произошел спад. Увеличилась безработица с 4,5 млн в 1937 г. до 11 млн в 1938 г. Опасно росли товарные запасы, что вызвало сокращение спроса и рост цен.

Успешная реализация «Нового курса» убаюкивала и администрацию и товаропроизводителей. А принятые решения Верховного суда, объявившие неконституционными законы о развитии национальной промышленности и сельского хозяйства привели к сокращению ассигнований со стороны правительства и на помощь безработным и фермерам, и на общественные работы.

В общественно-политических кругах стали звучать обвинения в отношении «Нового курса», который якобы несет ответственность за экономический спад. Утверждали также, что вина состояла в сокращении программ по борьбе с безработицей и уменьшении кредитов Федеральной резервной системы в 1937 г.

Рузвельт направляет Конгрессу специальное послание, в котором разъясняет причины случившегося и раскрывает меры, которые администрация намерена предпринять.

Основная мысль состояла в том, что правительство не бросит на произвол судьбу страны и своих граждан, не допустит перепроизводства, лихорадочных спекуляций, сохранит и усилит финансирование программ, предусматривающие расширение банковского кредита, сохранение общественных работ, выделит дополнительные средства на ликвидацию трущоб и др.

Правительство потратится, чтобы выйти из экономического спада, – таково было обещание Рузвельта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Я был адъютантом Гитлера автора Белов Николаус фон

Глава I Июнь 1937 г. – июль 1938 г. «Время так называемых неожиданностей прошло», – заявил Гитлер в своей речи, произнесенной в рейхстаге 30 января 1937 г. Эта фраза переходила в Германии из уст в уста. Гитлеровские «неожиданности» предыдущих лет (например, 26 февраля 1935 г. –

Из книги Тетрадь четвертая автора Цветаева Марина

ВЫПИСКИ ИЗ ЧЕРНОЙ КЛЕЕНЧАТОЙ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ 1937–1938 ГГ - последней зимы в Ванве:Милые дети,Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы люди или нелюди (как мы). Но говорят, что вы есть, что вы - особая порода, еще поддающаяся воздействию.Потому:- Никогда не

Из книги 100 мифов о Берии. Вдохновитель репрессий или талантливый организатор? 1917-1941 автора Мартиросян Арсен Беникович

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе автора Шварц Соломон Меерович

Из книги Арестованные рукописи автора Мясников Алексей

I. Основы ощественно-политического и экономического строя Глава 1. Политическая система. 1. Союз Советских Социалистических Республик есть деспотическое государство, выражающее волю и интересы партийной бюрократии, опирающейся на армию и мощную систему слежки,

Из книги Жизнь Льва Шестова. Том 2 [По переписке и воспоминаниям современников] автора Шестов Лев Исаакович

Из книги Агенты Коминтерна. Солдаты мировой революции. автора Пантелеев Михаил

Приложение 2 М. М. Пантелеев. Репрессии в Коминтерне (1937–1938 гг.) «Это был год всемирно-исторических побед большевизма, торжества Сталинской Конституции, невиданного морально-политического единства нашего народа и сплоченности вокруг великой партии Ленина - Сталина…

Из книги Век мой, зверь мой. Осип Мандельштам. Биография автора Дутли Ральф

23 Сошествие в ад Гулага (Савелово/Калинин 1937 - Саматиха/Владивосток 1938) 17 мая 1937 года: возвращение в Москву. Чарли Чаплин в год Большого Террора. 25 июня: высылка из столицы. Семьдесят запретных городов, стокилометровая зона. Тайные поездки из Савелова в Москву. Убежище в

Из книги Загубленная жизнь Евы Браун автора Ламберт Анжела

Глава 17 1937–1938: Ева в Бергхофе. «Золотая клетка» Жизнь Евы сбилась с курса, когда она в семнадцать лет познакомилась с Гитлером. До того у нее не мелькало и тени сомнения, что ее судьба сложится, как у мамы и бабушки: она будет знакомиться с молодыми людьми, кокетничать,

Из книги Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов автора Зубов Николай Николаевич

16. Станция «Северный полюс» (1937–1938) Очень трудно перечислить все морские, воздушные и сухопутные научные экспедиции, проведенные Советским Союзом в Арктике. Отличительной чертой этих экспедиций является работа по единому, строго продуманному плану с применением всех

Из книги Сингапурское чудо: Ли Куан Ю автора Коллектив авторов

Глава 6 Будущее национального экономического роста В чем состоят уроки подъема Сингапура из «третьего мира» в «первый» на протяжении жизни одного поколения? В чем заключаются основные движущие силы национального роста и конкурентоспособности? Какую роль играют такие

Из книги Жуков. Портрет на фоне эпохи автора Отхмезури Лаша

Из книги Путь вперед автора Махатхир Мохамад

Глава 4. Сочетание экономического роста с социальным равенством «Дом, раздираемый внутренними противоречиями, стоять не будет». (Авраам Линкольн, 1809–1865) Целью НЭПа отнюдь не являлось обеспечение одинакового уровня благосостояния всем гражданам Малайзии. Скорее, целью

Из книги Двор Красного монарха: История восхождения Сталина к власти автора Монтефиоре Саймон Джонатан Себаг

Часть четвертая Резня. Ежов, карлик-отравитель. 1937–1938

Из книги Новая исповедь экономического убийцы автора Перкинс Джон М

Глава 2 Рождение экономического убийцы Все началось вполне невинно.Я родился в 1945 году. Единственный ребенок в семье из нижнего слоя среднего класса. Мои предки обосновались в Новой Англии три века назад. Несколько поколений предков пуритан дали себя знать в строгих,

Из книги Шесть масок Владимира Путина автора Хилл Фиона

Источники экономического мышления Путина: от СССР до КГБ Уроки истории помогли Путину понять, как работают капитализм и свободный рынок. «Чужеродный» прагматизм позволил ему отбросить оковы идеологии и принять приговор истории. Тем не менее есть одна проблема: уроки


Самое обсуждаемое
Почему падает доллар в настоящее время: причины отрицательной динамики курса валюты Почему падает доллар в настоящее время: причины отрицательной динамики курса валюты
Куда вложить небольшую сумму денег Куда вложить небольшую сумму денег
Что означает ликвидность акций Что влияет на ликвидность акций Что означает ликвидность акций Что влияет на ликвидность акций


top