Выпускникам, которые собираются поступать в вузы в этом году придется лично рассчитывать средний балл аттестата. Средний балл аттестата не вносится в приложение к аттестату, поскольку это не предусмотрено в утвержденных КМУ образцах документов о полном общем среднем образовании. Об этом сообщили в Министерстве образования и науки.
При подаче заявления в вузы, как в электронном, так и в бумажном виде правильность проверят приемные комиссии высших учебных заведений.
Как рассчитать свой средний балл
Средний балл аттестата рассчитывается по 12-балльной шкале с округлением до десятых частей. Бал рассчитывается как среднее арифметическое всех указанных в приложении к аттестату оценок (инвариантная часть, вариативная часть, государственная итоговая аттестация). Нужно помнить, что предметы, по которым сделана пометка "освобожден(а)", в общее количество баллов не учитываются.
В случае подачи заявлений в электронном виде абитуриент вносит средний балл в личном кабинете. И если найдется ошибка, то ее можно исправить самому.
Как пишет сайт "Освита.юа" внесенный в Единую базу по 12-балльной шкале средний балл автоматически переводится в 200-балльную шкалу по таблице соответствия среднего балла документа о полном общем среднем образовании.
Пример. Расчет осуществляется следующим образом: количество предметов, по которым выставлены оценки = 20; сумма баллов = 193; средний балл = 193:20 = 9,65≈9,7.
Для выпускников прошлых лет оценки из документа о полном общем среднем образовании, которые выставлены по 5-балльной шкале, учитываются следующим образом: "3" соответствует "6", "4" соответствует "9", "5" соответствует "12". В случае отсутствия по объективным причинам вкладыша к документу о полном общем среднем образовании его средний балл в 12-балльной шкале считается равным "2".
Если у абитуриента нет приложения к документу о полученном образовательном уровне его средний балл в 200-балльной шкале считается таковым, который соответствует минимальному возможному значению.
Иногда при устройстве на работу или приеме в аспирантуру требуется средний балл диплома об образовании. Также этот показатель необходим будет при поступлении в любое из заграничных учебных заведений. Называться этот показатель будет GPA, что следует понимать как Grade point average.
Как вычислить средний балл в дипломе
Средний балл диплома – это среднее арифметическое всех отметок. Для того чтобы его высчитать, вам необходимо суммировать все оценки и разделить на их количество. В расчет берутся только итоговые баллы.
Средний балл не определяется по зачетной книжке. Для подсчета вам понадобится вкладыш с оценками, который является приложением к диплому бакалавра. Сперва необходимо выяснить общее количество дисциплин. Сосчитайте их и запомните число. Затем сложите все оценки. Разделите на количество предметов.
При подсчете среднего балла зачеты могут как учитываться, так и не учитываться, в зависимости от правил, принятых в вашем ВУЗе.
- зачет – 5 баллов;
- незачет – 0 баллов.
Такая система вычисления может значительно поднять средний балл диплома, в случае если студент не имеет отметки «Незачет».
Для того чтобы рассчитать средний балл диплома быстрее и при этом уменьшить вероятность ошибки, в процессе расчета сосчитайте отдельно количество каждой оценки и перемножьте показатели. Например, вы имеете семь оценок «Отлично», т. е. 5. Считаем как 5 × 7 = 35.
Таким образом, нужно перемножить все оценки, а затем сложить все полученные показатели и разделить на общее количество оценок.
Аналогичным алгоритмом подсчета пользуются и онлайн-калькуляторы, которые предназначены для высчитывания среднего балла.
Как считать средний балл – пример
Студент международно-правового факультета Иванов И. И. получил следующие отметки:
- Иностранный язык (по выбору студента) – 4 (Хорошо).
- Налоговое право – 5 (Отлично).
- Международное частное право – 3 (Удовлетворительно).
- Право социального обеспечения – 3 (Удовлетворительно).
- Право на иностранном языке – 5 (Отлично).
- Гражданское и торговое право зарубежных стран – 5 (Отлично).
- Таможенное право – 4 (Хорошо).
- Юридические лица – 5 (Отлично).
- Адвокатская деятельность – Зачет.
- Семейное право – 5 (Отлично).
- Коммерческое право – Зачет.
- Муниципальное право – 4 (Хорошо).
- Государственная и муниципальная служба – Зачет.
- Жилищное право – 5 (Отлично).
- Международный коммерческий арбитраж – Зачет.
- Договора перевозок – 4 (Хорошо).
- Организация и техника внешнеторговых перевозок – Зачет.
Всего: 17 предметов.
5 зачетов и 12 экзаменов.
С учетом зачетов средний балл будет равен:
- 3 × 2 = 6;
- 4 × 4 = 16;
- 5 × 6 = 30;
- Зачет (5) × 5 = 25;
- (6 + 16 + 30 + 25): 17 = 4,52.
Без учета зачетов:
- 3 × 2 = 6;
- 4 × 4 = 16;
- 5 × 6 = 30;
- (6 + 16 + 30) : 12 = 4,3.
Результаты
Обычно рекомендация для поступления в аспирантуру дается студентам со средним баллом – от 4,5 и выше. Но на данный момент не существует общепринятых критериев. Во многом минимальный допустимый показатель будет зависеть от требований конкретного учебного заведения.
Поступление в ВУЗы другой страны
Принцип подсчета Grade point average может быть отличным для каждой страны. Если вы после окончания бакалавриата желаете поступить в ВУЗ Европы или Америки, внимательно ознакомьтесь с правилами подсчета, принятыми в данном учебном заведении. Такая информация может содержаться на официальном сайте ВУЗа.
Кредитный час (Credit hour) – это единица, обозначающая академическую нагрузку студента за каждую неделю. На основании CH не только производится расчет среднего балла, но и устанавливается оплата за обучение, а также регулируется учебная нагрузка.
Подсчитать кредиты вы сможете, суммировав общее число академических часов за каждый предмет. Этот показатель вы также найдете в приложении к диплому. Кроме того, число кредитов по каждому предмету необходимо умножить на оценку по предмету и сложить все показатели. Затем нужно разделить это число на сумму академических часов.
Для примера возьмем 4 предмета из той же выписки оценок, что приведена выше: иностранный язык (115), налоговое право (110), право на иностранном языке (85), таможенное право (110). В скобках указанно количество часов по данному предмету.
Знания и работа студента на практических занятиях оцениваются преподавателем по классической 5-балльной системе.
В конце каждого семестра производится централизованный подсчет среднего балла студента с переводом его в 100-балльную систему.
Допуск к зачету и экзамену получают студенты, набравшие от 61 до 100 баллов. Помимо среднего балла учитываются показатели, дающие штрафы и бонусы.
Итоговая оценка, которая выставляется экзаменатором в зачетную книжку студента после приема экзамена, определяется как средняя арифметическая годового (двухгодичного): рейтинговой оценки и оценки за экзамен (по 100-балльной шкале) и переводится в 5-бальную оценку.
Таблица 1
Перевод среднего балла в 100-бальную систему
Балл по 100- бальной шкале |
Средний балл по 5- бальной шкале |
Балл по 100- бальной шкале |
Средний балл по 5- бальной шкале |
Балл по 100- бальной шкале |
|
Методика расчета балльно-рейтингового показателя у студентов 4, 5 курса лечебного факультета
Для студентов 4, 5 курса лечебного факультета- 7, 8, 9, 10 семестр необходимо использовать следующую модель расчета:
Баллы, которые получает студент по дисциплине в семестре вычисляются по формуле:
Рдс = средний балл за все практические занятия в семестре «+» бонусы и «-» штрафы (см. Приложение 2).
Расчет производится в каждом семестре (Рдс7, Рдс8, Рдс9, Рдс10).
Рд = Рдс7+Рдс8 +Рдс9 +Рдс10
Допуск к зачету и экзамену получают студенты, набравшие от 61 до 100 баллов.
Курсовой экзамен на 5 курсе лечебного факультета
Рд =(Рдс7,8,9,10 +Рдэ)
Оценка на экзамене, которую преподаватель ставит в зачетную книжку, рассчитывается по формуле и переводится в 5-балльную систему в соответствии с таблицей №2.
Таблица №2
Оценка на курсовом экзамене
Если студент получает на экзамене неудовлетворительную оценку, то рейтинг по дисциплине в семестре равен Рд 7,8,9,10 = Рэ. Баллы при повторной сдаче экзамена - от 61 до 75 независимо от оценки.
Ответ на экзамене оценивается в соответствии с «Критериями оценки ответа студента при 100-балльной системе» (см. Приложение 1.)
Считанные дни остаются до школьных каникул. В школах подводят итоги второй четверти, и многие родители, мягко говоря, в недоумении. Итоговые оценки их детей не сходятся с данными электронных дневников. Некоторые отличники превращаются в хорошистов, а двоечники — наоборот — радуются результатам. Как так вышло?
- Я в принципе не понимаю, как выставляются оценки в электронном дневнике, потому что тут есть вот эти промежуточные баллы.
Разобраться в электронном дневнике своей дочери у Олеси Старцевой получается с трудом. Ей не понятно, почему при большинстве пятерок по алгебре итоговая оценка — "твердая" четверка.
- Если ребенок учится хорошо — вот, допустим, 4,60, — то учитель не поставит 5, поставит 4, потому что ребенок до 5 не дотягивает. То есть, двоечников мы вытягиваем, а хорошистов? Я не понимаю!
А вот Оксане Кучеровой — маме сразу троих школьников — подсчет среднего балла кажется задачей несложной
- Наверно, всем понятно, что это складывается и делится на количество выставленных оценок.
Но все не так просто — ведь от итоговой оценки за четверть этот средний балл тоже может отличаться. Вот пример. Оценки за первый триместр — семь пятерок и четыре четверки. Средний балл — 4,64, но итоговая оценка — 4. Почему? Оказывается, оценка оценке рознь.
"Все понимают, что значимость контрольной работы все-таки неизмеримо выше, нежели даже блестящий, но устный ответ у доски", — объясняет директор школы № 1995 Елена Норенко.
Оценки за контрольные работы в электронном дневнике выделены жирным шрифтом.
Сколько "весит" оценка, решают сами учителя.
"Конечно, в первую очередь руководствуемся локальным нормативным актом о выставлении оценок. Мы обращаем внимание на те работы, которые показывают умение ребенка применять знания, полученные на практике, то, насколько он овладел программным материалом", — говорит учитель русского языка и литературы школы № 109 Лариса Евстратова.
"У меня был такой случай, что у меня было на грани тройки или четверки, и учитель поставил мне 4, потому что контрольную я писала на хорошую оценку", — рассказывает одна из учениц.
Получается, средний балл итоговой оценкой автоматически не становится. Более того — администрация учебного заведения не вправе устанавливать некий коэффициент, при котором оценка округляется в одну или другую сторону. Это когда в одних школах, чтобы получить 5 по предмету, достаточно набрать 4,5 средних балла, а в других — 4,7. Решение по-прежнему остается за учителем, который знает возможности каждого ребенка.
"Какой может быть коэффициент, когда у нас только одно — ребенок знает, а если нет, то что еще нужно сделать для того, чтобы он это освоил?" — говорит Елена Норенко.
При этом оценить эти знания по пятибалльной шкале сложно. Чтобы сделать это объективно, по мнению многих педагогов, правильнее применять, к примеру, 100-балльную шкалу. Такая система оценки знаний в качестве эксперимента уже работает в некоторых московских школах.
О том, что учеба имеет очень большое значение в жизни каждого человека, написаны сотни статей и книг. Но вот, когда школа уже позади и сданы все сложные экзамены, приходит момент дальнейшего выбора жизненного пути - поступления в ВУЗ либо трудоустройства.
При подаче заявлений в избранный ВУЗ или устройства на работу зачастую необходимо указать свой показатель успеваемости, как правило, речь идет о среднем балле диплома/аттестата, или GPA. Чтобы его правильно рассчитать, нужно владеть некоторыми формулами.
Подробнее о GPA
Почти все вузы США, например, обязательно требуют указывать GPA, часть российских вузов тоже предъявляет подобное требование.
Коэффициент рассчитывается на основании всех оценок в аттестате, включая курсовые работы, диплом, госэкзамены. Имея аттестат на руках, сделать правильный расчет не составит труда: сумму всех оценок следует поделить на количество этих оценок. Оценки из электронного журнала в данном случае не учитываются.
При 5-балльной системе и отметках «зачет/ незачет» есть 2 способа расчета среднего балла диплома:
С учетом зачетов
При этом варианте зачет весит 5 баллов, а незачет – 0. Тогда расчет сводится к вычислению среднего арифметического всех предметов во вкладыше, в том числе зачетов.
Без учета зачетов
Выбрав этот вариант, рассчитывают среднее арифметическое всех баллов в дипломе.
Пример расчета GPA
В дипломе студента бакалавриата следующие оценки:
1 Философия Зачёт
2 История права Зачёт
3 Правоведение 4 (Хорошо)
4 Французский язык 5 (Отлично)
5 Математика 5 (Отлично)
6 Теория статистики Зачёт
7 Информатика 5 (Отлично)
8 Основы менеджмента 5 (Отлично)
9 Макроэкономика 5 (Отлично)
Всего 9 предметов: 3 зачета, 6 экзаменов.
Сделав несложный расчет, получим значения среднего балла:
44/9 = 4.88 с учетом зачетов или 29/6 = 4.83 без их учета.
Заявите максимально возможный GPA
Например «4.88 out of 5», получил о Вас лучшее представление.